«Программа свободы» официально прекратила свое существование. Попытки Джорджа У. Буша организовать и поддержать оппозиционные движения в бывших советских республиках и установить прозападные правительства в тех регионах, которые Россия считает сферой своего влияния, были проявлением политики реализации целей глобальных демократических революций, о которых было заявлено в его втором инаугурационном обращении. Эти планы проваливались при каждом их испытании со стороны геополитической реальности.
В прошлом месяце президент Киргизии Курманбек Бакиев формально подал в отставку после того, как он был смещен со своего поста в результате восстания, в ходе которого десятки участников акций протеста были убиты представителями сил безопасности Бакиева. Спустя пять лет после того, как «революция тюльпанов» вознесла его на вершину власти, падение Бакиева стало всего лишь очередным провалом в реализации «программы свободы». Теперь смещенный президент Киргизии может присоединиться к дискредитировавшему себя Виктору Ющенко на Украине и Михаилу Саакашвили в Грузии. Все они являются лидерами «цветных революций», которые либо установили бездарное правление, либо стали причиной других несчастий в своих странах.
Как и правление Ющенко или Саакашвили, режим Бакиева отличался многочисленными нарушениями прав человека, а также распространением коррупции, и он оказался еще хуже, чем то руководство, которое он сменил. Еще в большей степени чем «оранжевая революция» (на Украине) или «революция роз» (в Грузии), киргизская «революция тюльпанов» была откровенным по своей сути государственным переворотом, движущей силой которого было соперничество региональных элит , а также враждебное отношение элиты к тогдашнему президенту. Из трех президентов, свергнутых в результате «цветных революций», Аскар Акаев из Киргизии был наименее одиозным, и он пытался поддерживать баланс в отношениях с Москвой и Вашингтоном. У этого физика, ставшего президентом, были свои недостатки. Однако он был достаточно гуманным и безобидными правителем, превратившим Киргизию в своего рода остров демократии в море диктатур. Тем не менее, против Акаева были выдвинуты обвинения в подтасовке голосов на выборах и это привело к уличным протестам, а Вашингтон и большинство западных наблюдателей с готовностью поддержали падение еще одного режима и воспринимали это как свидетельство растущего влияния Соединенных Штатов.
Западные средства массовой информации романтизировали цветные революции как подлинное выражение «власти народа», выступающей против коррумпированных режимов. На самом деле, эти революции представляли собой замену одной группы аппаратчиков на другую, а все различие между ними заключалось в том, что новая группа была более враждебно настроена по отношению к влиянию России. Рука Москвы явно просматривается при организации контр-восстания, сместившего Бакиева. Однако успешное возвращение России на прежние позиции стало возможным благодаря истинной силе ее влияния в Киргизии, что в конечном итоге должно показать всю тщетность попыток ограничить права России на ее собственном заднем дворе.
Эти цветные революции дорого стоили всем трем странам, но в результате также пострадали и интересы США. Отношения США с Москвой только сейчас начинают восстанавливаться после периода серьезной напряженности, который возник в результате американской поддержки антироссийских режимов. Более того, провал цветных революций во всех трех бывших советских республиках прочно связал «проамериканскую» ориентацию в каждом случае с политической катастрофой. Какими бы ни были легитимные интересы Соединенных Штатов в постсоветских государствах, всем им был нанесен значительный ущерб.
К счастью, не все еще потеряно в Киргизии. Эта страна стала очень важной для Соединенных Штатов в стратегическом отношении в последние девять лет. Как и ее соседи, Киргизия предоставляла возможность осуществления поставок для обеспечения военных операций в Афганистане после 11 сентября (2001 года). Однако ко времени приведения к присяге президента Обамы Киргизия оставалась единственным государством в Средней Азии, желавшим сотрудничать с Соединенными Штатами при выполнении ими своих задач. Недовольство в народных массах по поводу американского военного присутствия заставило руководство Киргизии попытаться прекратить аренду американцами авиабазы Манас в феврале 2009 года. Только увеличение в последний момент арендной платы позволило продлить использование этого аэродрома.
Когда в прошлом месяце Бакиев был смещен со своего поста, появились реальные опасения относительно того, что его преемник будет выступать против американского присутствия, в результате чего снабжение американского вооруженного контингента в Афганистане было бы осложнено. Однако пока временное руководство во главе с исполняющей обязанности премьер-министра и бывшим послом в США Розой Отунбаевой разрешило продолжить использование авиабазы, и это важный шаг, если учитывать ее недовольство по поводу индифферентной позиции Вашингтона в связи с злоупотреблениями Бакиева.
Несмотря на всю риторику, прославляющую демократию и «программу свободы», Вашингтон так и не смог правильно оценить наиболее очевидный и значимый элемент: потребности и истинные интересы народа. По данным проведенного компанией Gallup в июле 2008 года опроса общественного мнения, значительное большинство людей во всех этих трех странах либо предпочитают иметь хорошие отношения с Россией, либо хотят иметь хорошие отношения и с Соединенными Штатами, и с Россией. Никогда в этих странах не было поддержки такого варианта, при котором они становились бы антироссийскими сателлитами США.
Смена власти в Киргизии предоставляет Америке шанс компенсировать просчеты, связанные с ее близорукостью. У Америки также есть возможность продолжить «перезагрузку» отношений с Россией и при этом признать, что Россия всегда будет иметь значительные экономические и политические связи с бывшими советскими республиками. Никто не будет в выигрыше, и меньше всего небольшие соседи России, если эти бывшие советские государства будут рассматриваться как пешки на шахматной доске.