Зимний снег еще не до конца сошел, когда Сергей Шилов начал тренироваться на импровизированной трассе, готовясь к летним спортивным мероприятиям. Тренировки почти не оставили ему времени, чтобы отпраздновать победу в Ванкувере, из которого он в этом году привез две золотые медали за лыжные гонки.
39-летний г-н Шилов участвовал почти во всех крупных спортивных соревнованиях с начала девяностых годов. По наградам он опережает большинство российских спортсменов, однако в этой помешанной на спорте стране лишь немногие о нем слышали.
Дело в том, что г-н Шилов парализован ниже пояса. Он – участник Паралимпийской сборной России, которая в последние годы господствует на крупнейших международных соревнованиях, пока успехи основной национальной сборной России продолжают последовательно уменьшаться.
Если российская Олимпийская сборная привезла домой из Ванкувера всего три золотые медали и целый ворох оправданий, то паралимпийцы обогнали всех и заняли первое место, завоевав 38 медалей, включая 12 золотых, причем все это - без того щедрого финансирования, которое правительство обеспечивает основной команде.
Эта победа, одержанная за полмира от Родины, впечатляет еще сильнее, если учесть, что многим инвалидам здесь непросто даже выйти из дома.
Нехватка пандусов и лифтов, а также недоступность общественного транспорта означают, что лишь самые стойкие из инвалидов способны самостоятельно покидать дом, не говоря о том, чтобы соблюдать жесткий режим тренировок и поездок, необходимый членам спортивной сборной.
«Мы привыкли бороться, - утверждает г-н Шилов. – Для начала – бороться за собственное выживание с лестничными маршами и прочими препятствиями».
В прошлом месяце во время тренировок, паралимпийцам, кружившим в своих инвалидных колясках по автостоянке, которая служит г-ну Шилову и его собратьям по команде тренировочным центром для летних видов спорта, приходилось уворачиваться от автомобилей и выгуливающих собак пешеходов.
Добраться до тренировки тоже не всегда легко. Спортсменам, у которых нет машин, приходится преодолевать лестницы на станциях метро и в подземных переходах.
В последние годы московское правительство пыталось сделать город удобнее для инвалидов, но «получилось у него ужасно», говорит Наталья Бахматова, сотрудник московской организации «Перспектива», занимающейся защитой прав инвалидов.
На углах улиц и перед предприятиями появились скаты, но зачастую слишком крутые или слишком узкие для инвалидных колясок, рассказывает она. Часть автобусов оборудовали подъемниками для пассажиров в колясках, однако водители нередко отказываются эти подъемники использовать. Лифты, построенные на некоторых из новых станций метро, часто заперты или не работают. А сирены и гудки, якобы предупреждающие слепых о том, что дорогу можно переходить без опаски, почти бесполезны в городе, в котором многие вообще пренебрегают указаниями светофоров.
После успехов Паралимпийской сборной, российское правительство пообещало постараться облегчить инвалидам проживание в стране - тем паче, что за его усилиями в этом направлении будут внимательно следить, так как в 2014 году Россия собирается проводить в черноморском курортном городе Сочи зимние Олимпийские и Паралимпийские игры.
«У нас в стране много инвалидов, - говорит г-н Шилов, - и многие из них просто не способны выйти из дома, спустившись по пяти-шести ступенькам, и не знают, что они могли бы заниматься спортом, или чем-нибудь другим».
Несмотря на трудности – или, может быть, благодаря им? — паралимпийская сборная России добилась больших успехов.
На Зимних играх российские спортсмены показывали превосходные результаты с тех самых пор, как распад Советского Союза дал им возможность ездить на международные соревнования. На первой для российской сборной Паралимпиаде 1992 года, проходившей во французском Альбервиле, она заняла третье место после Соединенных Штатов и Германии. С тех пор за все время она лишь однажды не попала в первую тройку Зимних игр.
«Я не знаю точно, как русские этого добиваются, - говорит Чарли Хюбнер (Charlie Huebner), занимающийся в Олимпийском комитете США Паралимпиадами. – Но очевидно, что они очень много достигли как в северных дисциплинах, так и в биатлоне. У них невероятные, исключительные результаты».
Всего два десятилетия назад, в последние годы перед падением Советского Союза, г-н Шилов, еще подростком попавший в автокатастрофу, пытался смириться с перспективой провести остаток жизни прикованным к инвалидному креслу. Он всегда хотел быть спортсменом, но в стране, боготворившей физическое совершенство, инвалиды считались отщепенцами. Они редко показывались даже на улицах, тем более, на спортивных соревнованиях.
После распада СССР инвалиды смогли ездить на соревнования, но поддержки со стороны государства и бизнеса они практически не получали. Первые российские паралимпийцы пользовались подержанными гоночными колясками и прочим оборудованием, которое отдавали им собратья из Западной Европы, рассказывают спортсмены.
Однако, наконец, их успехи привлекли внимание правительства. Когда российская сборная заняла первое место на Зимних играх 2006 года в итальянском Турине, премьер-министр Владимир Путин, бывший тогда президентом России, подписал указ, уравнявший денежные премии, которые правительство выплачивает олимпийским и паралимпийским медалистам.
Также при г-не Путине, обладателе черного пояса по дзюдо, сделавшем развитие спорта одним из национальных приоритетов, правительство повысило стипендии и ассигнования на международные поездки для спортсменов-инвалидов.
Если результаты, которые в этом году показала в Ванкувере Олимпийская сборная, многие в российском руководстве сочли национальным позором, то достижения паралимпийцев неожиданно стали определенным утешением. В апреле на проходившей в Кремле церемонии вручения наград паралимпийцам президент Дмитрий Медведев рассыпался в похвалах.
«Конечно, нам было очень приятно за всем этим наблюдать, болеть за вас, тем более что Олимпиада, которая проходила до этого, доставляла разные эмоции, - заявил г-н Медведев. - Вы просто молодцы! Просто приятно об этом ещё раз сказать».
Г-н Медведев признал, что инвалидам в России приходится нелегко, и пообещал выделить средства на реабилитационные центры и спортивную инфраструктуру.
Однако для Акжаны Абдикаримовой, которая как раз в эти дни учится управляться с ярко-желтой гоночной коляской, принадлежащей сборной, пока достаточно и московской автостоянки. Это ее третья тренировка с командой, которая разрешает тренироваться и людям без спортивного опыта, таким как г-жа Абдикаримова.
«Разумеется, это чувство свободы действительно интересно», - говорит она.
Всего месяц назад 26-летняя г-жа Абдикаримова сидела без работы и не знала, что ей делать со своей жизнью. По ее словам, она услышала об успехе Паралимпийской сборной в Ванкувере и решила - по настоянию матери - попробовать себя в спорте.
«Мы читали про их достижения и радовались за них, - рассказывает она. – Бог даст, у меня тоже будет что-то, чему можно радоваться».