Союз Белоруссии и России – старинный проект двух соседей, который практически не движется в направлении реального объединения этих стран.
С распадом СССР Белоруссия не встала на твёрдый путь интеграции в западное сообщество, хотя попытки были. В 1993 г. правительство страны уже предлагало создать союз с Россией, однако тогда парламент отверг данную инициативу. Год спустя, с приходом к власти А. Лукашенко, создание союза пошло ускоренными темпами. В 1995 г. между двумя странами был подписан Договор о сотрудничестве, а в 1997 г. – договор о создании союза между ними. Наконец, 8 декабря 1999 г. в Москве состоялось подписание Договора о создании Союзного государства Белоруссии и России. В целом, на сегодняшний день подписано уже больше 120 договоров, касающихся сотрудничества упомянутых стран в политической, экономической, финансовой, военной, социальной, культурной и других сферах.
Когда место в Кремле занял В. Путин, политика России в отношении Белоруссии изменилась. В принципе он был активным сторонником объединения двух стран, но предлагал Белоруссии «войти в состав Российской Федерации (РФ) в качестве шести областей». А. Лукашенко такая роль вассала не устроила, и стало ясно, что реальной интеграции неравноценных партнёров не будет. С того момента процесс создания союза фактически прекратился и агонизирует до сих пор. Во времена Б. Ельцина Белоруссии было легко играть в интеграционные игры и получать экономические льготы. Однако сегодня Россия, как и Белоруссия, является авторитарной страной, а лидеры таких государств обычно не склонны к компромиссу.
Политическая оппозиция в Белоруссии слаба, поэтому говорить о том, что она мешает объединению с Россией, было бы неправильно. Действительные причины скрыты намного глубже.
У граждан Белоруссии имеется своё мнение о том, какими должны быть отношения с Россией. Результаты опросов показывают, что 70% белорусов рассматривают Россию как культурно более близкую чем ЕС. Однако только 40% респондентов высказываются за союз с ней, и только три процента хотели бы, чтобы Белоруссия стала частью РФ.
Современное положение дел в целом выгодно Минску. Хотя разговоры о союзном государстве притихли, из сохраняющегося неопределённого statusquo Белоруссия извлекает для себя определённую пользу.
Можно утверждать, что идея союзного государства (если не случится ничего непредвиденного) умрёт сама собой, но Белоруссия несомненно останется в сфере российского влияния. Пока это главное достижение России.
Тем не менее, Белоруссия, возглавляемая А. Лукашенко, является для Кремля головной болью. Одна за другой разражаются «экономические войны»: то газовый и нефтяной кризис, то проблемы, связанные с сахаром и молочными продуктами. Разногласия возникают по двум причинам: либо из-за давления России на Минск с целью приобретения в собственность белорусских стратегических предприятий (в первую очередь – транзитных нефте- и газопроводных сетей), либо из-за стремления Белоруссии добиться от России исключительных условий в области торговли.
Во внешней политике Белоруссия также непредсказуема: сегодня А. Лукашенко говорит о дружбе с Россией на век, а на следующий день пытается сблизиться с Западом. Последние виражи Минска опять же не порадовали Россию. А. Лукашенко заявил, что не примет участия в праздновании 9 мая в Москве и отметит победу над фашизмом «вместе со своим народом». Кроме того, он, не смотря на то, что Россия сразу после апрельских событий в Бишкеке признала новое кыргызское руководство, приютил у себя сбежавшего президента Кыргызстана К. Бакиева. Наконец, комментируя подписанный Украиной договор с Россией о военной базе и экономических послаблениях, А. Лукашенко заявил, что и Белоруссии Москва должна платить за «военные базы».
Правда принципиально он на этом не настаивал: для А. Лукашенко жизненно важно лишь одно – остаться президентом Белоруссии. Соответственно, его полностью устраивает статус верного сателлита России. Поэтому в принципиальных вопросах своенравный белорусский лидер всегда будет на стороне Кремля.