Перевод предоставлен изданием "Курсор" (Израиль)
Паника, охватившая Европу, опасающуюся развала единой европейской валюты, связана не только с колоссальным национальным долгом Греции, но и с тем, что гигантской денежной помощи, которая была направлена для того, чтобы греки смогли перевести дух и успеть реорганизовать свою экономику, оказалось недостаточно.
События последних недель показывают, что сомнения в способности греков перегруппировать силы таким образом, чтобы выдержать все ограничения, налагаемые на них колоссальными задолженностями, оказались оправданными.
Греческое правительство выразило готовность выполнить условия руководства Евросоюза и Международного валютного фонда, на которых ему была предоставлена экстренная финансовая помощь. Однако для того, чтобы выполнить возложенные на него задачи, правительству Греции необходимо полное взаимодействие со всеми слоями общества и национальная солидарность. Бурные манифестации протеста в Афинах и других городах страны не удивили тех, кто хорошо знаком с социально-политической культурой Греции и грустной историей колыбели демократии.
За два последних десятилетия в Греции получила распространение опасная традиция полного отсутствия личной и коллективной ответственности – массовое сокрытие налогов наряду с раздутым государственным сектором в качестве решения проблемы постоянно увеличивающейся безработицы; сильные и агрессивные профсоюзы, подмявшие под себя слабое греческое правительство, требующие и добивающиеся все новых и новых льгот для государственного сектора – полностью пренебрегая экономическим положением в стране и делая это за счет тех представителей частного сектора экономики, которые все еще продолжают платить налоги.
Какое нам, израильтянам, дело до греческих проблем? Даже в самые трудные годы мы никогда не вели себя подобно грекам: политика жесткого распределения ресурсов ("мединиют цена") спасла израильское население от голода в 50-е годы; в 1984 году мы сумели мобилизовать внутренние ресурсы, создать правительство национального единства, достичь взаимодействия между экономической элитой, политическим руководством и гражданским обществом для того, чтобы вызволить страну из кризиса гиперинфляции. Широкое общественное согласие и народная солидарность позволили осуществить операцию по экономическому спасению страны. Не все граждане в равной степени взвалили на себя тяжкое бремя – в каждом поколении есть свои ловкачи, неплательщики налогов, однако их число относительно небольшое.
Но что произойдет с нами, когда Израиль столкнется со следующим серьезным кризисом? В последнее время социальная структура нашего общества дала серьезную трещину, что не может не вызывать тревогу. Это может полностью разрушить социально-экономическую прочность нации.
Самой большой угрозой является быстрый рост числа ультраортодоксов, которые не считают себя частью экономической структуры общества и не желают участвовать в обеспечении безопасности государства – десятки тысяч харедим не задействованы на рынке труда, живут за счет других граждан страны и не принимают участие в защите государства от внешней угрозы. Нет никаких сомнений, что эти люди не поддержат страну во время тяжелого экономического кризиса.
Не менее тревожным представляется огромное число частных предпринимателей в ультраортодоксальном секторе, которые уклоняются от выплаты налогов. Трудно убедить человека, который не считает себя гражданином государства, платить налоги в госказну.
Еще одна группа паразитов, которая несет угрозу социально-экономической прочности нации, это тонкая прослойка высших руководителей, получающих колоссальные зарплаты, исчисляющиеся миллионами шекелей в месяц – в то время, как их совокупный вклад в благосостояние общества не достигает и трети получаемой каждым из них зарплаты. В отличие от ультраортодоксальных паразитов, директора, получающие заоблачные зарплаты, - трудолюбивые работники, однако их труд не имеет никакого отношения к получаемому ими жалованию. Вместо того, чтобы быть экономическими лидерами государства, эти директора вызывают в обществе отвращение и глубокую неприязнь. Что они смогут сказать своим работникам в тот день, когда нам всем придется потуже затянуть пояса?