Когда руководители Олимпийского комитета Бразилии решили, что им необходимо что-то сделать со своей программой, чтобы не осрамиться в 2016 году, когда Игры будут проходить в Рио-де-Жанейро, они знали, к кому им следует обратиться.
Когда власти Саудовской Аравии захотели, чтобы в будущем сборная страны завоевывала больше медалей, они позвали на помощь того же самого человека.
Наконец, когда в этом году Россия погорела в Ванкувере, эта страна тоже решила нанять его - олимпийских дел мастера Стива Рауша (Steve Roush).
Примечательно, что лучшую часть своей карьеры Рауш потратил на то, чтобы сделать американскую Олимпийскую сборную лучшей в мире – в ущерб прочим странам, включая его нынешних клиентов.
«Ну да, я был несколько удивлен, - говорит Рауш. – Но в то же время я подумал, что мои услуги могут быть крайне полезны для целого ряда клиентов самых разных форм, размеров и уровня талантов».
Новая карьера Рауша, шесть лет отвечавшего за спортивную подготовку в Олимпийском комитете США, основывается на одном из странных парадоксов, связанных с олимпийским движением. Несмотря на то, что на организацию крупнейшего в мире спортивного фестиваля тратятся миллиарды, несмотря на то, что в нем участвуют тысячи спортсменов и его смотрят миллионы зрителей, большинство стран, посылающих сборные на Игры, не обладают тренировочной программой, которая хоть сколько-то годилась бы для 21 века.
Рауш помогал создать такую машину в Соединенных Штатах, которые в итоге стали завоевывать больше медалей — и на зимней Олимпиаде, и на летней —чем любая другая страна, с тех пор как распался Советский Союз, некогда отличавшийся великолепной олимпийской программой, и его единая сборная перестала с 1996 года ездить на Игры.
Странным образом, сейчас именно Россия зовет его на помощь. Последняя Олимпиада обернулась для русских ужасно. Страна, привыкшая господствовать на Играх, завоевала лишь 15 медалей, заняв 11 место в медальном зачете. В результате были уволены четверо чиновников, игравших ключевые роли в российской олимпийской программе.
В четверг российский Олимпийский комитет избрал своим председателем вице-премьера Александра Жукова.
Ему уже представлен доклад, объективно рассматривающий состояние дел в области подготовки российской сборной к Зимним Олимпиадам, который Рауш составил в этом месяце. В ближайшее время станет ясно, будет ли продолжать американец консультировать российский Олимпийский комитет.
«У них до сих пор еще сохранилось что-то из продуктов советской программы, однако с каждым годом, это понемногу теряется, - считает Рауш. – Уходит тренер, уходят спортсмены – вот так, незаметно, все и исчезает».
Как показал недавний вал отставок, Россия не стесняется выгонять тех, кто не способствует прогрессу. Рауш это понимает. По его словам, он взялся за эту работу для того, чтобы взаимодействовать с правительством максимально открыто и честно, а не для того, чтобы говорить ему то, что оно хочет услышать.
«В конечном итоге, на кону во многом стоит моя репутация, - утверждает он. – Я, конечно, мог бы прийти и сказать им: «Ребят, у вас все хорошо, никаких проблем, нужно только чуть побольше денег, и все будет в порядке», но я не думаю, что они меня для этого наняли. Такие рекомендации им было бы дешевле и проще получить без моей помощи».
Свой опыт Рауш поставил на службу компании TSE Consulting, которая добавила спортивную подготовку к своей основной сфере деятельности – услугам в сфере пиара и коммуникаций для городов, собирающихся проводить крупные спортивные мероприятия.
Нанять Рауша стоит недешево. За его услуги большинство стран платит как минимум шестизначные суммы. Цена варьируется в зависимости от размера клиента, типа работы и временных рамок.
Скажем, в случае Саудовской Аравии он пытается помочь стране, завоевавшей за всю историю в общей сложности девять олимпийских медалей, вырваться вперед в легкой атлетике и конном спорте.
Другой его клиент - Турция – намерен претендовать на проведении Игр в 2020 году и хочет, чтобы его олимпийская программа соответствовала званию страны, принимающей Олимпиаду. Рауш помогает этим странам сконцентрироваться на своих сильных сторонах и определить, в каких видах спорта они способны получить больше медалей.
То же самое он делает для Бразилии, которая сильна в гимнастике и в футболе, но к 2016 году и Играм в Рио-де-Жанейро хочет добиться большего.
Решение Рауша поработать на Россию — одного из ключевых соперников Америки — удивило многих в олимпийском сообществе Соединенных Штатов.
«Это несколько странновато, потому что, конечно, неприятно думать, что человек, столько сделавший для американского спорта помогает другим странам развивать их спортивные программы, - полагает президент федерации гимнастики США Стив Пенни (Steve Penny). – Однако, если вспомнить, как много мы берем у других стран, происходящее будет выглядеть более естественно».
Сам по себе Олимпийский комитет Соединенных Штатов не возражает против новой сферы деятельности Рауша, которая может заставить его работать на непосредственных соперников американской сборной.
«Наш подход к спортивной подготовке был очень эффективен, и, безусловно, в успехах нашей команды есть заслуга Стива, - считает глава Олимпийского комитета США Скотт Блэкман (Scott Blackmun). – Он осознает предстоящие трудности, и его участие обязательно пойдет на пользу тем программам, которые он будет поддерживать».
Уход Рауша из НОК США в 2008 году стал результатом продлившейся год интриги, которая привела к отставке ряда руководителей Комитета, включая его главу Джима Шерра (Jim Scherr). Неожиданная отставка Рауша выглядела особенно странно в первую очередь потому, что Соединенные Штаты отлично выступили на Пекинской олимпиаде, завоевав 110 медалей - больше чем прочие участники, - несмотря на сотни логистических проблем, связанных с тем, что соревнования проводились за полмира от Америки. За шесть лет, предшествовавшие Играм в Пекине, Рауш посетил Китай больше 20 раз.
«Я, конечно, предпочел бы закончить этот период по-другому, но иногда у нас не бывает выбора, - говорит Рауш. – Однако я бы сказал, что сейчас я - один из главных поборников американского Олимпийского комитета в мире. Я многое знаю о его стратегических инициативах на международной арене и могу помогать им, работая с разными странами и укрепляя связи по всему олимпийскому миру».
Рауш, которого в международных кругах до сих пор плотно ассоциируют с Соединенными Штатами, считает, что американская модель достижения успеха должна дополняться— а, может быть, даже постепенно и вытесняться — программами вроде тех, которые запустила Канада в преддверии Игр в Ванкувере. Так в рамках программы «Завоевать пьедестал» («Own the Podium») на подготовку спортсменов, строительство объектов и развитие технологий было выделено около 117 миллионов долларов. Результаты впечатляют – страна-хозяйка завоевала на Олимпиаде 26 медалей, причем 14 из них были золотыми, что позволило ей занять первое место в медальном зачете.
Рауш пытается сочетать новые методы, с теми методиками, которые он помогал создавать, когда работал в НОК США.
По его словам, некоторые клиенты расстраиваются, когда понимают, что он не может просто зайти в комнату и бросить на стол список американских секретов, чтобы клиенту оставалось только принять их на вооружение.
«На самом деле, все сводится к тому, чтобы взять стандартные деловые практики и применить их к управлению спортом, - объясняет он. – Просто рассказывать, что США сделали так, а что сделали эдак, бесполезно».