Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Колхас будет лечить искалеченные российские города

© РИА Новости / Перейти в фотобанкВид на Москву с верхнего этажа МГУ
Вид на Москву с верхнего этажа МГУ
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
У Москвы создалась репутация хаотичного и уродливого города, в котором с тех пор, как архитектурные и эстетические ценности отступили под напором деловых интересов, могут построить все что угодно.Однако сейчас в Москве открывается новый институт, который надеется помочь спасти город от архитектурного Армагеддона, воспитав, при поддержке связанного с Кремлем бизнесмена и одного из крупнейших мировых архитекторов, новое поколение градостроителей - вдумчивых и обладающих хорошим вкусом.

У Москвы создалась репутация хаотичного и уродливого города, в котором с тех пор, как архитектурные и эстетические ценности отступили под напором деловых интересов, могут построить все что угодно.

Однако сейчас в Москве открывается новый институт, который надеется помочь спасти город от архитектурного Армагеддона, воспитав, при поддержке связанного с Кремлем бизнесмена и одного из крупнейших мировых архитекторов, новое поколение градостроителей - вдумчивых и обладающих хорошим вкусом.

Последние два десятка лет в российской столице продолжается безумный строительный бум, подогреваемый нефтяными деньгами. Исторически значимые здания оставляют потихоньку разрушаться или просто сносят, зато по всему городу вырастают сотни скверно спроектированных и халтурно построенных офисных центров и элитных жилых комплексов.

В отличие от Санкт-Петербурга Москва никогда не считалась образцом архитектурной гармонии, однако, по словам борцов за сохранение города, то, что происходит в последнее десятилетие, угрожает уничтожить ее индивидуальность. Основатели Института «Стрелка» рассчитывают противостоять этому процессу.

«Нам необходимо изменить российский ландшафт. Разумеется, сделать это одним махом невозможно, - говорит президент «Стрелки» Илья Осколков-Ценципер, показывая помещение института. – Если посмотреть сейчас на Москву и прочие российские города, вы увидите пейзаж из антиутопии, причем упадок продолжает усугубляться».

Сегодня Институт впервые откроет свои двери. Его деятельность начнется с лекции Рема Колхаса (Rem Koolhaas), голландского архитектора и градостроителя, автора некоторых из наиболее передовых архитектурных проектов в мире, которого журнал Time назвал одним из 100 самых влиятельных людей планеты.

Г-н Колхас напишет программу последипломного образования для российских и иностранных студентов «Стрелки» и будет ей руководить. Он планирует посещать Москву каждые два месяца, чтобы проводить семинары и читать лекции.

Кроме этого «Стрелка» организует ряд летних лекций и семинаров по философским темам, связанным с мировыми проблемами архитектуры и урбанистики, но с акцентом на ситуации в России. «Мы хотим привлечь внимание публики к диалогу об архитектуре, и спровоцировать общественную дискуссию», - говорит г-н Осколков-Ценципер.

Помещения «Стрелки», ремонт которых заканчивали на выходных, входят в комплекс «Красный октябрь» - множество строений из красного кирпича, в которых до 2007 года размещалась кондитерская фабрика, миллионами штамповавшая шоколадные плитки популярных в России марок. Институт устроился в бывшем гараже и магазине фабрики, которым два российских архитектора придали современный облик.

Комплекс расположен на острове в центре Москвы, в двух шагах от Кремля. Три года назад, когда фабрика покинула центр города, был запущен амбициозный проект – превратить ее бывшие здания в эксклюзивное жилье для богатых москвичей.

Однако начался финансовый кризис, и эти планы были отложены на неопределенный срок, чем и воспользовались художественные галереи, рестораны, а теперь и «Стрелка». «Это все равно, что найти место в середине Трафальгарской площади или на Елисейских полях», - объясняет г-н Осколков-Ценципер.

У проекта два основных спонсора, один из которых – Александр Мамут, 50-летний миллиардер, в девяностые славившийся своими связями с семьей Бориса Ельцина и продолжающий процветать при Путине.

В число разнообразных бизнес-интересов г-на Мамута входят крайне популярная у российских пользователей блог-платформа LiveJournal.com, а также «Евросеть» - крупная компания по продаже сотовых телефонов, предыдущий владелец которой попал в немилость к Кремлю и бежал в Лондон.

По словам г-на Мамута до конца года в проект будет вложено в общей сложности приблизительно 10 миллионов долларов – капля в море, по меркам российских олигархов.

«Архитектура в России зачастую слишком подобострастна; слишком связана с деловыми интересами. Я действительно хотел сделать что-то адекватное тому, что происходит в мире, что-то способствующее исследованиям и обучению, углубляющее понимание архитектуры, - говорит олигарх. – Кроме того, я хотел сделать нечто хорошее для Москвы».

На вопрос о том, не поздно ли спасать Москву после архитектурного варварства последних двух десятилетий, г-н Мамут отвечает, после долгой паузы: «В любом случае я считаю, что попробовать стоить».

Монстры современной Москвы


1. Аэропорт «Шереметьево», Терминал 2


Эта серая и унылая коробка из-под обуви, построенная к Олимпиаде 1980 года, когда-то считалась образцовым терминалом. Сейчас аэропорт проходит модернизацию – в частности к нему пристроили новый терминал. Однако Терминал 2, столь же тоскливый внутри, как и снаружи, по-прежнему неколебим.

2. Памятник Петру Великому

Вероятно, самое печально известное сооружение в Москве. Статую царя-реформатора, стоящую вниз по течению Москвы-реки от «Стрелки», москвичи ненавидят практически единодушно. Согласно городской легенде, изначально памятник изображал Христофора Колумба и должен был стать подарком США на 500-летний юбилей открытия Америки. Когда подарок был отвергнут по эстетическим соображениям, статуе сменили голову, превратив ее в памятник Петру Великому.

3. Башни Нового Арбата

Арбатский район, одно из прелестнейших мест в Москве, застроен невысокими домиками и представляет собой эклектическую смесь разных архитектурных стилей 19 века. Изрядная часть этой застройки была, однако, снесена в 1960 годы, чтобы проложить улицу Новый Арбат, окруженную с обеих сторон монолитами серых домов-башень.