Сегодня, в преддверии лета, Зимняя Олимпиада 2014 года представляется такой далёкой, что, кажется, ещё слишком рано обдумывать связанные с ней политические проблемы. Но дело в том, что следующие Зимние Игры будут проходить в российском городе Сочи, в нескольких милях от Абхазии, ныне российской территории, в 2008 году оккупированной российскими войсками и аннексированной у Грузии. Попросту говоря, ситуация создастся скользкая. И готовиться к этому нужно уже сейчас, и как можно быстрее.
Мало кто полагает, что Соединённым Штатам и Европе стоит бойкотировать сочинские Игры, как это было в 1980 году с Олимпиадой в Москве. Но при сегодняшних обстоятельствах участие в Олимпийских играх 2014 года сделает нас всех соучастниками России, взявшей за обыкновение менять границы Европы с применением военной силы. И уже не будет иметь значения, что в принципе мы против этого.
Уточним некоторые практические подробности. Для всех стран мира, за исключением России, Венесуэлы, Никарагуа и Науру, Абхазия – это часть суверенной территории Грузии. Уже сейчас рабочих, участвующих в строительстве олимпийских сооружений, размещают на территории Абхазии. Можно ожидать, что к 2014 году там будут построены туристические комплексы, налажено регулярное сообщение через российско-абхазскую границу без оглядки на суверенные права Грузии; мы сможем увидеть наглядную символику абхазской «государственности» в виде флагов и выездных документов, мы увидим на олимпийских церемониях «президентов» Абхазии и Южной Осетии , стоящих в одном ряду с руководителями США и стран Европы.
Чтобы избежать неприятной необходимости выбирать между бойкотом и пособничеством, Соединённые Штаты и Европа должны уже сейчас начать работать над тем, чтобы стала доступна третья возможность. А она вполне реальна. Олимпийские игры в Сочи могли бы стать катализатором для урегулирования затяжных конфликтов, с которыми Кавказский регион пришёл к XXI веку. Россия заинтересована в успешном проведении Олимпиады, и тут мы с ней солидарны. Этот интерес может стать мощным стимулом для того, чтобы предать забвению подход Москвы к ситуации на Кавказе как к игре с нулевой суммой, проходящей под девизом «разделяй и властвуй». Наверняка это станет лучшим исходом ситуации для государств и народов региона, для Москвы, для спортсменов и для Олимпийских игр.
Чтобы это осуществилось, можно навскидку предложить следующие четыре важных шага:
Во-первых, нужно ясно показать, что изменение границ в сегодняшней Европе с применением силы не может получить официального признания. Пора предпринять дипломатические шаги, чтобы к осенним встречам НАТО и США-Евросоюза мы могли достигнуть соглашения относительно официальной политики непризнания в отношении Абхазии и другой отделившейся провинции Грузии, Южной Осетии.
Подробности, конечно, еще не раз будут подвергнуты уточнению, но в общем виде политика по этому вопросу должна включать следующие моменты: непризнание государственности; не принятие выездных документов (зарубежных паспортов, виз и т.п.), выдаваемых обеими территориями; отказ от официальных поездок на эти территории не через территорию Грузии; отказ от инвестиций в и торговли с предприятиями, находящимися на этих территориях. Официальные лица отделившихся территорий могут получать визы для въезда в США и Евросоюз лишь на условиях, которые установят США и Европа. При этом не нужно забывать, что Запад готов очень быстро отказаться от этой политики, если будет достигнуто соглашение с Грузией об автономии территорий на условиях международного контроля.
Во-вторых, параллельно с политикой непризнания, Соединенные Штаты и Европа должны дать новый толчок процессу Женевских переговоров по Абхазии и Южной Осетии. Переговоры, начатые после прекращения огня в 2008 года при посредничестве Европе, постепенно заглохли. В начале 2009 года США нажали на кнопку перезагрузки; пора то же самое сделать, в свою очередь, и России.
В-третьих, необходимо активизировать усилия по разрешению другого крупного конфликта в этом регионе: спора из-за территории Нагорного Карабаха, на которую претендуют Армения и Азербайджан. Над этой проблемой Россия, Соединённые Штаты Америки и Европа работают уже годы, и в общих чертах контуры возможного урегулирования вопроса намечены. Урегулирование конфликта между Азербайджаном и Арменией будет способствовать развитию туризма, торговли, инвестиций и экономического благополучия этого региона. Для ускорения достижения армяно-азербайджанского соглашения необходимо собрать министров иностранных дел в рамках встречи минской группы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе под руководством госсекретаря США Хиллари Клинтон и российского министра иностранных дел Сергея Лаврова.
В-четвёртых, ОБСЕ, Европейский союз и Соединённые Штаты Америки должны приложить ещё больше усилий для упрочения демократических институтов, поддержки неправительственных организаций, для мониторинга зон конфликтов, борьбы с коррупцией и налаживания торговли и инвестирования в регионе Кавказа. Следующие выборы в Грузии – где демократические институты, хоть и довольно хрупкие, всё же прочнее, чем в остальной части региона – должны проходить под строгим международным контролем, чтобы максимально обеспечить их чистоту. Мы должны всемерно способствовать развитию подлинно демократических процессов в Азербайджане и Армении. Вашингтону следует увеличить финансирование кампании «Акт в защиту свободы» (Freedom Support Act) и объединиться с инициативой ЕС «Восточное партнерство». Здоровое политическое и экономическое развитие в этих регионах станет залогом урегулирования конфликтов, обусловит притяжение отделившихся территорий, которые станут стремится к более тесной интеграции.
Если Соединённые Штаты Америки и Европа не предпримут никаких действий, к 2014 году мы окажемся перед лицом собственной несостоятельности. Однако, действуя сейчас, мы сможем выдержать позицию, основанную на демократических ценностях, и повысить вероятность достижения долгосрочных решений задолго до наступления сочинских Олимпийских игр.
Курт Волкер (Kurt Volker), посол США в НАТО с июля 2008 года по мая 2009 год, управляющий директор Центра трансатлантических отношений при университете Джона Хопкинса и старший советник в Атлантическом совете Соединенных Штатов Америки.