Два трагических ДТП произошли на территории Турции - в Анталии и в Газиантепе. В Анталии разбился туристический автобус, который перевозил российских туристов - 15 человек погибли, 25 ранены. В результате столкновения пассажирского автобуса с грузовиком в Газиантепе погибли 27 человек.
В Анталии разбился автобус с российскими туристами, который следовал из Аланьи в Памуккале. В провинции Аксу на мосту автобус потерял управление, упал в реку и перевернулся, в нем находились 41 человек, 16 человек погибли, 25 ранены.
Авария произошла 25 мая в 05.00 утра. Группа из 39 российских туристов, среди которых были трое детей и один грудной малыш, отправилась в путь из Аланьи в 04.00. Эти автобусные туры организуются в разгар туристического сезона каждый день. Помимо туристов в автобусе с номером 41 DP 006 находились два гражданина Турции: 49-летний водитель Хикмет Йылмаз(Hikmet Yılmaz) и 36-летний гид Мустафа Гюнель (Mustafa Günel).
Предположительно, когда автобус заехал на мост Аксу, находящийся на границе провинций Серик и Аксу, водитель заснул. Автобус ударился о перила, после этого проехал еще 50 метров и упал вниз, пролетев 15 метров. Автобус перевернулся и упал на пересохший участок реки Аксу. 14 туристов, водитель и гид в результате аварии погибли.
На место происшествия скоро приехали спасатели и скорая помощь, 25 пострадавших туристов извлекли из изкореженного автобуса и отправили в больницы, находящиеся в Белеке, Серике и Анталии. Из-за происшествия на довольно долгое время было прервано сообщение между Анталии и городом Серик, образовались огромные пробки.
СМС, оставшаяся неотвеченной
Упавший с моста автобус подняли из оврага с помощью дорожных служб. Затем полиция обследовала место происшествия и собрала вещи, принадлежавшие погибшим и раненным. Тела погибших отправили в морг в Анталии.
На телефоне гида группы Мустафы Гюнеля после аварии были обнаружены 29 неотвеченных звонков. Кроме того, пришли 12 смс. Четвертая из них была отправлена из туристической компании, в которой он работал: "Погиб сотрудник нашей фирмы, гид Мустафа Гюнель".
"Чудовищная авария, мы очень огорчены"
Вице-губернатор Анталии Мехмет Сейман (Mehmet Seyman) и каймакам Аксу Раиф Ёзенер (Raif Özener) прибыли на место происшествия, чтобы принять участие в расследовании обстоятельств аварии. Сейман сообщил, что погибли 16 человек, 25 человек пострадали. Пострадавшие были доставлены в разные больницы и находятся под наблюдением врачей. Он также рассказал и об обстоятельствах происшествия. По его словам, туристический автобус, следовавший из Аланьи в Памуккале, ударился о железные перила на мосту Аксу, проехал еще 50 метров и рухнул вниз: "Чудовищная авария. Мы очень огорчены. На данный момент все говорит о том, что причиной происшествия стала невнимательность (водителя)".
Врач скорой помощи Хюсейн Гюль (Hüseyin Gül), работавший на месте аварии, рассказал, что уже через 8 минут после того, как стало известно о происшествии, на место аварии выехали 16 машин скорой помощи, были приняты все возможные меры, чтобы оказать пострадавшим необходимую помощь.
Авария произошла через несколько минут после остановки
Погибший в аварии водитель автобуса Хикмет Йылмаз тремя днями ранее приехал из Измита в Анталью и только начал здесь работать.
Судя по данным GPS устройства, находящегося в автобусе, Хикмет Йылмаз выключил мотор в 21.45 накануне вечером, а завел его снова только в 02.39. А через 8 минут, в 02.47, автобус отправился в путь, чтобы объехать отели и забрать туристов. Авария произошла в 05.34. В момент аварии автобус двигался со скоростью 87 километров в час.
За 15 минут до аварии автобус останавливался рядом с лавочкой, торгующей сувенирами, а уже через 5 минут после того, как автобус снова тронулся, произошла трагедия.
Все кричали и звали на помощь
Раненная российская туристка Елена Расульева рассказала, что поехала на экскурсию в Памуккале вместе со своей 5-летней дочерью Дианой и братом. Она рассказала, что в момент аварии все находящиеся в автобусе туристы спали: "Как только автобус тронулся, мы тут же заснули. Вдруг раздался крик, все звали на помощь. Я потеряла сознание, а когда очнулась - была уже в больнице". На родину Расульева планировала вернуться 30-го мая.
Список погибших
В результате аварии погибли 16 человек, 14 из которых - туристы:
Хикмет Йылмаз (49)
Мустафа Гюнель (36)
Екатерина Шкулия (23)
Анна Березовская (28)
Елена Коробова (32)
Александр Коробов (34)
Александр Потапов (56)
Анна Янкович (33)
Мария Мартынова (33)
Екатерина Илина (27)
Светлана Шамшурина (44)
Марат Газизов (44)
Мария Ашихмина (50)
Татьяна Салихова (35)
Анатолий Салихов (11)
Тамара Гридина (27).
В больницах Антальи и Белека находятся:
Герасименко Анна (45)
Расульева Елена (32)
Расульева Диана (5)
Чумак Наталья (26)
Новикова Татьяна (51)
Флинта Ирина (20)
Лавренчук София (28)
Москвин Юрий (33)
Бординюк Роман (29)
Семкина Любовь (26)
Щеботин Геннадий (51)
Салихов Роман (36)
Борисова Юлия (36)
Потапов Дмитрий (49)
Фатнева Наталья (39)
Тригубова Анна (турки пишут Трегубова - примеч. переводчика), 25)
Салихов Андрей (7)
Потапова Лариса (60)
Тригубов Семен (24)
Даниленко Вадим (34)
Газизова Зульфия (44)
Газизова Нелия (12)
Зубенко Татьяна (26)
Коробова Евгения (10)
Потапова Светлана (43)
Если дело в халатности - будут приняты меры
Министр культуры и туризма Эртогрул Гюнай (Ertuğrul Günay) посетил пострадавших в аварии российских туристов в больнице. Министр Гюнай и российский генконсул в Анталии Мирджалол Хусанов навестили в больнице раненную во время аварии беременную женшину, Тамару Гридину, а затем - пятилетнюю малышку Диану Расульеву. На выходе из госпиталя Гюнай сообщил, что пострадавшие получат всю необходимую помощь, а их лечение будет продолжено. Кроме того, он сказал следующее: "Пока еще рано окончательно говорить о причинах аварии. Пока мы ведем расследование - как турецкая, так и российская сторона. В данный момент мы боремся за здоровье пострадавших".
На просьбу прокомментировать сообщение о том, что водитель, возможно, уснул за рулем, Гюнай сказал, что "делать подобные выводы рано, о причинах можно будет говорить по результатам экспертизы. Возможно, причиной происшествия стал сердечный приступ у водителя или другие проблемы со здоровьем, это покажет экспертиза. Водитель долгое время работал сверхурочно, а автобус был неновый и много раз ремонтировался. Если окажется, что происшествие произошло из-за чьей-либо халатности, виновные обязательно понесут наказание. Однако сгоряча об этом судить рано".
Министр Гюнай также заявил, что всех очень огорчает тот факт, что столь ужасное происшествие случилось именно в этом году, когда в Анталию устремился поток туристов, на 30 процентов превышающий предыдущие показатели. "Это значит, что мы должны еще больше молиться, чтобы ни один волос не упал с головы туриста, приезжающего в Турцию", - сказал Гюнай.
Российский генконсул в Анталии Мирджалол Хусанов сказал, что вся Россия переживает шок от случившегося, а президент страны Дмитрий Медведев принес соболезнования семьях погибших и желает скорейшего выздоровления тем, кто пострадал в результате аварии.
Когда министр Гюнай выходил из госпиталя, один из пациентов крикнул ему вслед: "Только туристы вас и волнуют, почему нами не интересуетесь?".
Происшествие на той же дороге: 22 погибших
1 февраля 2000 года недалеко от Аксу разбился туристический автобус 34 ETS 55, следующий из Газиантепа (Gaziantep) в Анталью. Трагедия произошла из-за превышения скорости, автобус потерял управление, его вынесло на встречную полосу, где он столкнулся с машиной, которая следовала из Манавгата (Manavgat). Тогда погибли 22 человека.
Ассоциация туроператоров Турции: это называется убийство
Заместитель председателя Ассоциации туроператоров Анатолии Октай Тильки (Oktay Tilki) рассказал, что Мустафа Гюнель, переводчик с русским языком, который погиб в катастрофе, в прошлом июне уже попадал в аварию, причем именно на этом маршруте. Он был ранен, провел 4 дня в больнице.
Тильки признался, что автобусы, которые возят туристов в Памуккале на целый день, нередко попадают в аварии: "Из-за того, что отели предоставляют туристам обслуживание в формате "все включено", агентства не желают расширять однодневный тур в Памуккале и делать его двухдневным. Именно из-за этого туристов приходится забирать из отеля в такое неудобное время, в 2 часа ночи. Чтобы собрать большую группу - объезжают несколько отелей, из-за этого отправляющиеся в путешествие гид, сами туристы и водитель особенно сильно устают. Мы давно пытаемся привлечь внимание к этой проблеме и советуем агентствам не организовывать однодневные туры в Памуккале".
Бывший председатель Ассоциации туроператоров Анатолии и основатель Общества водителей туристических автобусов Осман Озбулду (Osman Özbuldu) заявил, что на протяжении долгих лет не предпринимаются элементарные меры для усиления безопасности на дорогах, а министр Гюнай бездействует.
Наклонная дорога
Али Чалышкан (Ali Çalışkan), служащий компании Sergen Tur, предоставляющей "Пегас Туристик" услуги по транспортировке, сказал, что все сейчас переживают настоящий шок из-за трагедии. Чалышкан рассказал, что авария произошла на склоне, кроме того, в этом месте дорога сужается, поэтому водителей специально инструктируют, чтобы на этом отрезке пути они не набирали скорость. Он же сообщил, что все автобусы оснащены устройством GPS, и по его сведениям в момент аварии скорость была примерно 60-65 км в час.
Чалышкан сообщил, что причиной аварии могла стать ошибка водителя: "Хикмет Йылмаз долгие годы работал шофером, он был очень опытен. Однако возить туристов на автобусе начал всего 4-5 дней назад. И совсем скоро произошла авария: К сожалению, он погиб, мы очень расстроены".
Заявление Ассоциации туроператоров
В специальном заявлении Ассоциация туроператоров Антальи призвала обратить серьезное внимание на учащающиеся аварии на дорогах и принять строгие меры для обеспечения безопасности: "Среди причин, приведших к страшной аварии - ранние часы отъезда из гостиницы, очень длинные маршруты поездок (как, например, путь из Аланьи в Памуккале), необходимость возвращаться в отель в тот же день, долгие часы работы водителей, невозможность отдохнуть, выспаться и прийти в себя". Ассоциация предлагает принять целый ряд мер, которые обеспечили бы безопасность туристов и невозможность повторения подобных катастроф, в частности, туроператорам предлагается серьезно подумать о необходимости растягивать столь дальние поездки на два дня.
Водители спят в отсеках для багажа
Работавший в одной из туристических компаний Ахмет Эрол (Ahmet Erol) рассказал, что водителям автобусов зачастую создают неблагоприятные условия для работы, в прошлом ноябре он даже вынужден был уволиться. Тахсин Демирджи (Tahsin Demirci) бросил службу водителя автобуса 2 года назад, именно из-за невыносимого графика и условий работы. Ахмет Эрол рассказал про туры из Аланьи в Памуккале: "В целом это поездка длиной в 550 километров, в пути водитель проводит в общей сложности 10 часов - 5 часов в одну сторону, 5 - в другую. А рабочий день водителя должен продолжаться не более 8 часов. Однако агентства вынуждают работать именно по такому графику, а компаниям-перевозчикам приходится приспосабливаться. В подобные туры обязательно нужно отправлять двух водителей".
Кроме того, водителям не предоставляют и места в отеле, так что шоферам приходится спать в багажном отсеке. "Далеко ходить не надо, в аэропорту Антальи зачастую можно увидеть подобную картину", - говорит Демирджи.
За три месяца - 53 аварии
Управление безопасности Антальи на совещании 24 марта поднимало вопрос, касающийся ситуации с туристическими автобусами. Только за три месяца 2010 года произошло 53 аварии, и хотя никто не погиб, 19 человек получили ранения. А за весь прошлый год произошли 374 аварии, в которых погибли 6 человек и 237 были ранены.
Перед началом нового туристического сезона региональная служба безопасности на дорогах предупредила о необходимости проявлять бдительность, усилить меры предупреждения подобных происшествий и обнародовала прогноз, согласно которому в пределах только провинции Анталья будут перевозить 12 миллионов 500 тысяч туристов.
По трассе D400, проходящей между Анталией и Аланией, зимой в день проезжает 30-35 тысяч, летом - 50-55 тысяч автомобилей.
Погибли 15, а не 16 человек
Министр культуры и туризма Эртогрул Гюнай (Ertuğrul Günay) уточнил количество пострадавших в аварии. К счастью, 50-летняя Мария Ашихмина ранена, а не погибла.