Москва – Усиливается критика трех крупных государственных телеканалов из-за того, что они якобы не стали объективно освещать аварию, произошедшую в этом месяце на одной из российских угольных шахт. Протесты шахтеров, подавленные ОМОНом, а также жалобы выживших в этой трагедии на низкую заработную плату, тяжелые условия работы и слабые требования по безопасности были, в основном, проигнорированы.
Двойной взрыв метана, который две недели назад буквально уничтожил крупнейшую в России западносибирскую угольную шахту, стал причиной одной из страшнейших в стране трагедий, унесшей жизни как минимум 67 человек. Еще 23 человека считаются без вести пропавшими.
Большинство россиян узнало об аварии на шахте "Распадская" из сообщений трех крупных общенациональных телеканалов, которые либо принадлежат государству, либо контролируются деловыми кругами, близкими к Кремлю. Спустя неделю телезрители увидели, как российский премьер-министр Владимир Путин провел знакомо похожую на театральное представление пресс-конференцию, на которой отчитал местных руководителей и призвал директора "Распадской" подать заявление об увольнении – что тот немедленно сделал.
Но лишь россияне, имеющие выход в Интернет или доступ к постоянно уменьшающимся в количестве независимым газетам, узнали, что на самом деле привело Путина в мрачный сибирский шахтерский город Междуреченск, где произошла трагедия. Вечером 15 мая по меньшей мере 300 шахтеров и их сторонников в Междуреченске заблокировали важнейшую железнодорожную ветку в знак протеста против неадекватной и беззаботной, по их словам, реакции правительства на трагедию.
Когда на место прибыла милиция, демонстранты начали бросать камни и бутылки. Как минимум 28 человек было арестовано. Губернатор области Аман Тулеев обвинил в разжигании беспорядков "пьяную молодежь", а мэр Междуреченска Сергей Щербаков сказал, что больше он блокад на железных дорогах не потерпит.
Шахтер с "Распадской" Сергей Красильников, с которым удалось во вторник поговорить по телефону, заявляет, что местные жители недовольны отсутствием информации в российских средствах массовой информации. "Власти устраивает такое замалчивание произошедшего, и они ждут, когда страсти улягутся, - говорит Красильников, - но [протесты] начались именно из-за того, что об аварии не было информации…. Никто не знал, что произошло на самом деле. Ни президент, ни премьер-министр вначале не отреагировали. Не был объявлен день траура. У нас такое впечатление, что когда мы погибаем, до этого никому нет дела".
Слепота национального телевидения
Многие аналитики отмечают, что протесты в итоге заставили Кремль действовать, но общероссийское телевидение так и не рассказало ни о митингах, ни о халатности владельцев шахты, о которой говорили горняки.
"Что знает телезритель о событиях в Междуреченске? – задает вопрос в своей жесткой редакционной статье московская "Независимая газета", - он знает, что на шахте «Распадская» произошло два взрыва… Но весьма вероятно, что телезритель ничего не слышал о перекрытии железной дороги шахтерами … а если и слышал, то о якобы организовавших акцию преступниках, своевременно нейтрализованных силами правопорядка".
В заключение в статье говорится: "Большинство россиян … не владеют полной информацией о центральном событии недели. Как следствие, они не могут вынести о нем самостоятельное и сколько-нибудь объективное суждение".
Результаты опроса, опубликованные на этой неделе государственным Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), говорят о том, что телевидение - это основной источник информации для более чем двух третей россиян. Всего 20 процентов респондентов сказали, что они читают газеты и журналы; 15 процентов пользуется Интернетом и 12 процентов слушает радио.
За незначительным исключением в лице крошечной независимой телевизионной сети РЕН-ТВ, "на национальном телевидении нет объективной информации об условиях работы шахтеров, нет протестных настроений", говорит Михаил Мельников из московского аналитического Центра экстремальной журналистики. "Ясно, что это делается для снижения протестных настроений, чтобы показывать вид, будто власти и владельцы шахт держат ситуацию под контролем… но есть и другие источники информации, и желающие найти ее могут это сделать".
Молодые, неугомонные, лучше информированные
Давний активист профсоюзного движения и директор независимого Института глобализации и социальных движений Борис Кагарлицкий утверждает, что контроль над теленовостями в советском стиле дает не те результаты, которые нужны Кремлю.
"Я думаю, что замалчивание в СМИ [событий в Междуреченске] потерпело жалкую неудачу, и именно поэтому Путину пришлось отправиться на место событий, - говорит Кагарлицкий, - контроль теленовостей все еще эффективен в среде людей лояльных, из старшего поколения, но более активная и молодая часть населения получает больше информации из иных источников. Информация распространяется старомодным путем – через слухи, а затем многократно преувеличивается через Интернет. И остановить это невозможно…. Понятно, что власти действительно боятся беспорядков в обществе. Но как это ни парадоксально, их чрезмерная реакция на самом деле как раз и провоцирует эти беспорядки".