Командующий Силами обороны Антс Лаанеотс готовится поставить под ружье на случай войны около 30 000 человек, выдать им оружие, обмундирование и снаряжение.
В прошлом году высшие руководители вооруженных сил не смогли отдохнуть на Рождество и под Новый год. Они по очереди ходили докладывать генерал-лейтенанту Лаанеотсу, как в минувшем году шла подготовка к мобилизации на вверенных им участках, если в этом возникнет необходимость.
Именно возможность скачкообразного увеличения численности Сил обороны на случай войны является главной причиной, почему в Эстонии действует срочная служба. Срочнослужащий еще не готовый солдат, а ученик солдата, и воинские части действуют скорее как гигантские школы, в которых по осени набирают новых учеников, а весной выпускающие солдат.
Постоянно готовые к войне солдаты имеются только в Скаутском батальоне, там их все время числится около двухсот человек. Большинство из них в пять часов вечера уходят домой, в конце недели они отдыхают, как и другие наемные работники.
Но если правительство решит объявить мобилизацию, то все прошедшие ранее срочную службу и находящиеся на данный момент в резерве мужчины будут вновь зачислены в состав Сил обороны, из них будут сформированы части, им выдадут оружие, боеприпасы, одежду и снаряжение.
Больше, чем у южных соседей
Но увеличить за ночь состав вооруженных сил в десять раз - огромная работа, требующая основательной подготовки. Должны быть готовы списки людей, снаряжение, вооружение и все это должно быть задействовано на основании всего лишь одной-единственной подписи.
Ушедший в прошлом году в запас бригадный генерал Урмас Роозимяги говорит, что до того, как командующим Силами обороны стал Лаанеотс, никто особенно мобилизационной деятельностью не занимался, так как предыдущего командующего Тармо Кыутса это не интересовало.
Кроме того, по словам Роозимяги, тогда много говорили о платной армии, которая превращала мобилизационную деятельность бессмысленной. «Ребят обучили, они ушли в запас и после этого, по сути, пропали», сказал он.
Однако Лаанеотс отнесся к мобилизации как к своему кровному делу. Все связанное с нею окутано покровом секретности, поэтому сам командующий на эту тему ничего говорить не захотел.
Одобренные недавно парламентом основы политики безопасности оценивают возможности нападения на Эстонию как небольшие, но в отдаленной перспективе это не исключается. Но и сейчас не исключается возможность военного давления и внутренней нестабильности.
Речь идет о деятельности, не дотягивающей до статьи 5 договора НАТО, но, тем не менее, для нас опасной. К военному давлению и разжиганию внутренней нестабильности следовало бы добавить и возможность краткосрочного вооруженного конфликта, который не сопровождается вторжением на территорию Эстонии или пересечение границы будет носить кратковременный характер.
Если Россия начнет перемещать к границам Эстонии крупные части, то возможность поставить под ружье 30 000 человек предоставляет правительству Эстонии гораздо более прочные позиции, чем в Латвии или Литве.
Из-за малых размеров Эстонии время реагирования в сутки слишком долгий срок. Поэтому вооруженные силы большое внимание обращают на разведку и наблюдение, вкладывая в них и деньги, чтобы заранее предвидеть возможность конфликта. С другой стороны, значительно возросло и значение «Кайтселиита» (добровольческой военизированной организации – прим. перев.).
Кайтелийтчики подготовлены, у них дома имеется снаряжение, а у многих и оружие, так что их мобилизация - вопрос часов, а не дней. Именно поэтому при нынешнем командующем Силами обороны им стали предоставлять лучшее оружие, например, именно им, кроме Скаутского батальона, выдаются модернизированные автоматы.
Деньги на разведку и наблюдение.
Кроме кайтселийтчиков, следующими подлежат мобилизации самые свежие запасников. В конце минувшей недели закончились учения нынешнего года «Весенний шторм», в ходе которого отрабатывалась слаженность Калевского пехотного батальона. К этому батальону приписаны уволенные в нынешнем году в запас солдаты-срочники. Офицеры в основном поступят из Калевского батальона, расположенного в Палдиски.
В случае мобилизации эти люди соберутся в тех же подразделениях под командованием тех же офицеров, что были и на «Весеннем шторме». На следующий год будет подготовлен второй батальон из числа уволенных в запас в будущем году срочников, и на базе офицеров из другой части и так каждый год.
Ежегодно срочную службу несут около 2500 человек. Из них около 60-80 процентов пройдут в дальнейшем подготовку на сборах резервистов и, очевидно, столько же встанет на защиту государства в случае объявления мобилизации.
Тем самым будет мобилизовано всего около 25 000 человек, прошедших службу за последние 15 лет. Это значит, что мужчины старше 35 лет не будут мобилизованы, если только они не являются членами «Кайтселийта».
Перевод: Хейно Сарап