Геополитическое положение Литвы после объявления независимости никогда еще не было в такой серьезной ситуации, как сейчас. Это не пустое заявление и не эскалация опасности со стороны России. Усилия России восстановить свое влияние на территории бывшего СССР привели Литву на распутье, она должна сделать выбор – стать новым спутником России или, наконец-то, серьезно интегрироваться в Запад. Третьего пути нет.
Это не означает, что российские танки приедут в Литву, несмотря на то, что пример Грузии показывает, что у России хватит воли и на такое решение, когда речь идет о национальных интересах.
После развала СССР Россия потеряла территории, которые делали ее серьезным супергосударством. Это в первую очередь Украина, Беларусь, Казахстан и Грузия. Эти страны необходимы для национальной безопасности и государственных претензий России. Казахстан, который с момента развала СССР выражал желание быть с Россией, прикрывает Россию от стран Средней Азии, и вместе с тем от влияния исламистского радикализма и растущего влияния Китая. Казахстан находится в военной сфере России, а после подписания таможенного союза – и в ее экономической сфере влияния. Это постсоветское государство, которым управляет диктатор Нурсултан Назарбаев, неоднократно призывавший к созданию такого же союза с Россией, как у Беларуси, поэтому он больших проблем не вызывает.
Беларусь в геополитическом плане прикрывает Россию от ЕС и НАТО. Александр Лукашенко, несмотря на характерные непредсказуемые эмоциональные всплески, является и останется союзником России. Статус государства-спутника его абсолютно удовлетворяет, пока он является главой страны. Кремль в экономическом и военном плане отлично использует геополитические достоинства Беларуси, и не морочит себе голову психологическими проблемами главы этой страны.
Между тем, Грузия – это более крепкий орешек. Прозападная политика ее президента Михаила Саакашвили и усилия интеграции в западные структуры, особенно в НАТО, вызывали у Москвы серьезную озабоченность. Эти усилия были приостановленны путем оккупирования трети территории страны. Вопрос, кто начал войну между Россией и Грузией – это софистика, поскольку война проходила на территории Грузии, а не России. Однако даже очень ослабленная Грузия остается проблемой для России, поскольку война не привела к смене власти в Тбилиси. Остались два пути для расправы с Грузией: или создавать и поддерживать пророссийскую оппозицию, или решать проблему военным способом. То или иное решение неизбежно, поскольку Грузия – это ключ, который позволит России доминировать на Кавказе и противостоять интересам Турции и Ирана.
Однако самой главной геополитической проблемой России была Украина. Без Украины геополитические амбиции России неосуществимы. Оранжевая революция была для Кремля одним из самых неприятных событий с момента развала СССР. Однако незрелая политическая элита Украины, погрязшая в распрях и коррупции, эту возможность не использовала.
Приход к власти Виктора Януковича завершил прозападный период постсоветской истории Украины. Договоры о продлении срока расположения российских баз и другие договоры, которые недавно были подписаны в Киеве с президентом России Дмитрием Медведевым – это признак спутникового статуса Украины, конец всем прозападным инициативам. Украина – самая большая победа постсоветской России.
Правда, Украина неоднородна, а за Юлию Тимошенко на выборах голосовало немногим меньше избирателей, чем за Януковича. Однако у власти Янукович, и многие обозреватели предупреждают о возможной "путинизации" Украины – массовых ограничениях в СМИ и превращении политической жизни в цикл, когда выборы будут, но побеждатъ по-прежнему будет Янукович. Однако Януковича путем демократических выборов избрали граждане Украины, зная, за какую политику они голосуют, а это показатель того, что для большинства украинцев Россия ближе, чем Запад. Кроме того, нет никаких серьезных протестов против экономической и политической интеграции. Запад также виноват в том, что на Украине сложилось такое положение – серьезная экономическая и политическая помощь Киеву по сути не была оказана.
Изменение в Украине с западной на российскую ориентацию – это серьезный знак для балтийских стран. В первую очередь, успех на Украине оптимистично настраивает Москву и поощряет к дальнейшему расширению сферы влияния. Недавно в русской версии журнала Newsweek был опубликован документ о приоритетах российской политики, который показывает амбиции Кремля. Не может быть, что журналисты Newsweek просто так получили документ: секретные документы из российских министерств не исчезают и не появляются в СМИ. Документ был "слит" прессе, чтобы посмотреть на реакцию Запада. Никакой реакции не последовало или потому, что эту стратегию никто не воспринял всерьез, или потому, что она уже известна Западу, и он с этими планами смирился.
Ряд обозревателей говорит, что балтийские страны России ненужны и недосягаемы, поскольку они – члены ЕС и НАТО. Однако, несмотря на то, что их прикрывает американский ядерный щит, защитить территорию этих трех стран сложно. Вот, к примеру, Литва. С одной стороны государство граничит с Беларусью, своей землей для российской армии. С другой стороны – Калининградская область, где находится больше 20 000 российских солдат, множество военных самолетов и кораблей. Наверное, в ближайшее время Россия приобретет у Франции военные корабли класса "Мистраль", один из которых появится в Калининграде.
Надо отметить, что российская армия в Калининграде и белорусская армия неоднократно проводили совместные военные учения, во время которых испытывали оборонительную мощь войска. Положение Эстонии ничем не лучше – страна находится совсем рядом со вторым по величине российским городом – Санкт-Петербургом и ограничивает выход России к Балтийскому морю. Поэтому положение Эстонии еще более сложное, чем у Литвы. Отсюда и понятное желание Эстонии любой ценой интегрироваться в Запад. Серьезное политическое и экономическое значение имеет и введение в Эстонии евро.
В глаза бросается тот факт, что в данной ситуации литовские власти не предпринимают никаких серьезных действий, а укрепление России и расширение сфер влияния не расцениваются как прямая угроза национальным интересам. Более того, литовская политика становится пророссийской. Говорят о необходимости улучшения отношений с Россией, забывая, о том, что так называемое улучшение позволяет России расширять свое экономическое влияние в стране. Как показала статья в Newsweek, Россия будет увеличивать свое экономическое влияние в балтийских странах. Москве недорого обойдется скупка предприятий в Литве, объятой кризисом. В конце концов, России не дорого будет стоить (пусть и ради геополитического интереса) поставка более дешевого газа в Литву.
Ошибаются политики, считающие, что нынешнее улучшение отношений с Россией – это их заслуга. Это лишь результат новой политики Кремля, цель которой – втянуть Литву в зону своего влияния. Эти действия Кремль делает в "белых перчатках", поскольку в балтийских странах метод решения, как в случае с Грузией, не подойдет. Кроме того, Литва находится и всегда была в зоне информационного пространства России, в Литве открыто создают пророссийские партии. Поэтому Кремль может не только осуществлять экономическую экспансию, промывать мозги, но и корректировать внутреннюю политику.
Литве больше всего не хватает не антироссийской риторики и узкого национализма, а ясного понимания того, что действия России логичны, что у России есть свои геополитические стремления и стратегия. Владимир Путин может приятно улыбаться на встрече с литовским руководством, но этот политик знает, чего хочет. Действия наших политиков и установки части политической элиты показывают, что мы не можем понять, что кроется за этими улыбками и обещаниями. Россия мастерски осуществляет то, что понимает как свои национальные интересы, поскольку претендует на роль серьезной мощи – мы же радуемся улучшению отношений, несмотря на то, что в этом нет нашей заслуги.
Положение усложняет и то, что Запад и США ввязались в войну с исламистским терроризмом, поэтому они не видят растущих амбиций России, ее геополитических успехов и стремлений.
России нужно время, чтобы укрепить свои позиции в балтийских странах. Кремль понимает, что у этого времени есть предел. С другой стороны, время для сопротивления есть и у Литвы. Но есть ли у Литвы воля и желание не становиться еще одним спутником России, вместе с Украиной и Беларусью, покажет время.