Тирады против Запада в стиле эпохи холодной войны в настоящее время неактуальны. В моде теперь новое дружелюбное лицо для инвесторов и бизнеса, при этом акцент делается на прагматизм и получение прибыли, а не на идеологию или обличительные речи.
Просочившийся в печать в этом месяце проект новой политики, разработанный в министерстве иностранных дел, стал предметом активного обсуждения среди дипломатов. Однако эксперты утверждают, что Москва в течение некоторого времени уже реализует эту политику, а в авангарде здесь идет президент Дмитрий Медведев.
«Если вы посмотрите на договор о сокращении стратегических ядерных вооружениях, который был подписан с Соединенными Штатами, на улучшившиеся отношения с Польшей, на соглашение с Норвегией относительно границ в водах Арктики, то вы заметите потепление на широком фронте по отношению к Западу», подчеркнул Игорь Юргенс из Института современного развития (ИНСОР), спонсируемого Кремлем.
«Разве это не есть новая внешняя политика ?»
Однако за новыми приоритетами России скрывается суровая реальность: Москве нужны иностранные инвестиции, и она понимает, что надо хорошо себя вести, чтобы их получить.
Глобальный финансовый кризис 2008 года затронул Россию более серьезно, чем ожидал Кремль, и в результате ВВП страны в прошлом году сократился на 7,9 процента. Российские компании взяли слишком много кредитов, и их долг теперь превышает 450 миллиардов долларов, тогда как доступ к западному капиталу для них был перекрыт. Слабость российской неконкурентоспособной и поддерживаемой за счет экспорта нефти экономики была наглядно и безжалостно продемонстрирована.
Руководство страны ответило на это кампанией по модернизации.
«Экономический кризис уничтожил то высокомерие, которое было характерно для конца правления президента Путина», отметил директор московского представительства исследовательского центра Карнеги (Moscow Carnegie Center) Дмитрий Тренин.
«Если вы понимаете, что без модернизации вы окажетесь на обочине, и если вы признаете, что собственными силами вы не сможете провести модернизацию…, то тогда направление вашей внешней политики становится предельно ясным. Вы должны обратиться к развитым странам, которые могут стать двигателем вашей модернизации».
Кремлю предстоит, конечно же, разобрать немало завалов.
В 2007 году тогдашний президент Владимир Путин произнес получившую широкую известность речь, в которой он подверг резкой критике Соединенные Штаты за их стремление управлять миром при помощи «почти неограниченного применения военной силы».
Год спустя Россия в ответ на нападение Грузии на пророссийский мятежный регион вторглась на территорию союзника США , что вызвало обвал на российской фондовом рынке.
Внутри страны ситуация также складывается не лучшим образом. Несмотря на сделанные Медведевым обещания относительно реформ, иностранные инвесторы продолжают жаловаться на широко распространенную коррупцию, на не заслуживающие доверия суды, на удушающую бюрократию, а также на плохую защиту прав собственности.
Медведев сам в феврале этого года на совещании в Кремле, посвященном инвестициям, сетовал на то, что прямые иностранные инвестиции в России сократились в прошлом году на 41 процент, а страна занимает 120 место в списке из 183 государств, составленном с учетом условий для ведения бизнеса.
Улыбающееся лицо?
В беседе с датским журналистом в апреле этого года президент затронул вопрос об имидже России. Когда его спросили, какое лицо Москва хотели бы представить внешнему миру, он ответил:
«Вот такое, как у меня сейчас – улыбающееся лицо… Мы не должны огрызаться, злиться, дуться, чувствовать себя обиженными или загнанными в угол… Я хотел бы видеть Россию улыбающейся, и у нее должно быть современное молодое лицо».
В просочившемся в печать внешнеполитическом документе, опубликованном в русском издании Newsweek, но официально не подтвержденном ни министерством иностранных дел, ни Кремлем, фигурирует 61 приоритетное государство, с которыми следует иметь дело.
В их число входят соседние прибалтийские республики (где, как указано в документе, можно дешево скупить активы), а также такие ключевые деловые партнеры как Германия, Италия и Франция. Кроме того, в список вошли крупные покупатели российского оружия – Индия, Китай и Венесуэла.
Заметят ли все эти усилия Москвы глобальные инвесторы, сильно озабоченные кризисом еврозоны, - это уже другой вопрос.
«Российское пропагандистское наступление с использованием дружелюбного имиджа, к сожалению, затерялось среди общего замешательства на глобальном рынке», подчеркнул глава аналитического управления московского инвестиционного банка Renaissance Capital Роланд Нэш (Roland Nash).
«В настоящий момент они пытаются говорить шепотом на фоне урагана».
Дипломаты считают, что влиятельная группировка сторонников жесткой линии в российской элите отнюдь не утратила своих позиций, не уступила свое место сторонникам более дружелюбной внешней политики, и эти люди хотят получить для страны соответствующие гарантии».
«Они считают, что кризис доказал ошибочность позиции России, когда она полагалась на западные деньги», отметил один из дипломатов. «И они не считают, что Обама пришел надолго – они хотят, чтобы Москва была готова к возвращению в Вашингтон через несколько лет ястребов из Пентагона».
Главный аналитик российского инвестиционного банка «Уралсиб» Крис Уифер (Chris Weaffer) полагает, что неудавшаяся в прошлом году попытка Путина выступить посредником при заключении сделки относительно российских инвестиций в немецкую автомобильную компанию Opel может служить хорошим примером того, как Россия хочет использовать более дружелюбную по отношению к инвесторам внешнюю политику для оказания помощи при проведении модернизации внутри страны.
«России необходимо иметь в качестве инвесторов такие компании как Opel, которые должны сотрудничать со своими российскими коллегами и оказывать таким образом помощь местной промышленности, делая ее более эффективной и создавая при этом условия для проведения быстрой модернизации», отметил он в отправленном по электронной почте комментарии.
Однако непосредственную выгоду от этой новой и дружелюбной внешней политики по большей части получают находящиеся под государственным контролем российские компании и банки, а не собственно частный сектор.
Путин помог подготовить целый ряд соглашений со многими странами, чем воспользовались крупнейшая нефтяная государственная компания «Роснефть», газовый гигант Газпром, государственное атомная корпорация «Росатом» и экспортер вооружений «Рособоронэкспорт».
«Путин стал своего рода супер-продавцом (super-salesman) или переговорщиком для этих компаний, который готовит для них сделки», отметил Уифер.
Склонность Путина к заключению сделок в ходе посещений иностранных государств иногда приводила к некоторому замешательству. Один из европейских послов вспоминает встречу с главой своего правительства, когда Путин пытался договориться об условиях энергетической сделки и был немало удивлен, когда ему было сказано, что премьер-министр такого рода делами не занимается.
«Да, но я этим занимаюсь, и я тоже премьер-министр», ответил Путин.
Тренин из центра Карнеги считает, что лозунг «Бизнес России - это бизнес» (Russia’s business is business) впервые появился во время второго срока правления Путина (2004-2008).
«Многие думали (после грузинской войны), что бизнес России – это захват территорий и агрессия против своих соседей», - подчеркнул он.
«Однако они не заинтересованы в захвате территорий. Они хотят добиться успеха в бизнесе, и сделать это в соответствии с тем, как они понимают бизнес, то есть речь идет о группе людей, которые одновременно правят страной и владеют ей. Они и представляют собой корпорацию под названием Russia Inc.
Редактор Марк Хейнрих (Mark Heinrich)