Председатель польской Государственной комиссии по изучению авиационных происшествий Эдмунд Клих (Edmund Klich) обнародовал информацию, что генерал Анджей Бласик (Andrzej Błasik) находился в кабине президентского ТУ-154М до самого момента катастрофы. Это очень важно с точки зрения понимания причин и обстоятельств трагедии, произошедшей 10 апреля.
Несмотря на то, что Клих, который одновременно является официальным представителем Польши при российском следствии, отметил, что из изученных записей разговоров не следует, что Бласик прямо настаивал на посадке в роковых условиях, большинство экспертов придерживается одного мнения: присутствие командующего ВВС Польши в кабине во время посадки - это нечто из ряда вон выходящее.
- Это не могло не повлиять на решения, которые принимали пилоты, сказал "Polska" редактор журнала "Skrzydlata Polska" Томаш Хипки (Tomasz Hypki).
Чем руководствовался генерал Бласик, отправляясь в кабину? Есть несколько возможных сценариев. Наименее правдоподобным представляется желание лично проверить атмосферные условия и обменяться мнениями с экипажем. Чтобы попасть в кабину пилотов, он должен был пройти через президентскую часть самолета, поэтому я не думаю, чтобы он сделал это по собственной инициативе.
- Его, скорее всего, вызвал экипаж, считает пилот и преподаватель университета Collegium Civitas Михал Фишер. Есть вероятность, что глава ВВС мог быть кем-то направлен к пилотам, чтобы обсудить и оценить возможность посадки.
- Он мог быть своего рода посредником между официальными лицами и экипажем, который и так уже действовал под давлением времени, дал анонимную оценку один из экспертов по вопросам авиации.
Такую вероятность не исключил и Эдмунд Клих, который на следующий день после своего выступления в программе "Teraz my", сказал в эфире телеканала "Polsat", что генерал Бласик отдавал себе отчет, что посадка в Смоленске произойдет с опозданием.
- Я не знаю, не подвергался ли он внешнему давлению, я не знаю, была ли это его инициатива. Можно допустить, что его даже кто-то послал к экипажу, но это только мои домыслы, говорил Клих.
О том, что в момент катастрофы генерал Бласик находился в кабине пилотов, неофициально говорилось уже несколько дней. Эту информацию сообщило польское информационное агентство PAP непосредственно после состоявшейся на прошлой неделе в Москве пресс-конференции Межгосударственного авиационного комитета, который подвел предварительные итоги работы российских следователей. Самому Клиху на пресс-конференции неоднократно задавали вопрос о личности человека, бывшего в кабине, но не являвшегося членом экипажа. Удивительно, почему тот не захотел там ответить на вопросы журналистов, а решил принять приглашение на популярную телепрограмму.
- Я удивлен, что он сказал это на телевидении. Тем более что в Москве он подчеркивал, что не может этого сказать, говорит экс-глава управления госбезопасности Польши Громослав Чемпиньский (Gromosław Czempiński).
- Кроме того, если мы знаем, что это был генерал Бласик, я не понимаю, почему мы не можем ознакомиться с содержанием разговоров. Это позволило бы ответить на многие вопросы. Я не понимаю действий Эдмунда Клиха, добавляет эксперт и публицист журнала "Lotnictwo" Кшиштоф Залевский (Krzysztof Zalewski).
Голоса пилотов, зарегистрированные "черными ящиками", будут проанализированы психологами, которые оценят их психологическое состояние в начале и в конце полета.
Тем временем на вчерашней пресс-конференции Дональд Туск заявил, что глава польской комиссии по расследованию причин и обстоятельств катастрофы в Смоленске,
министр Внутренних дел и администрации Ежи Миллер (Jerzy Miller) самое позднее в понедельник поедет в Москву за "исходными материалами, которые будут сразу же обнародованы". Ранее телеканал TVN24 и информационное агентство PAP со ссылкой на дипломатические источники в российской столице сообщали, что Миллер вместе с генеральным прокурором Анджеем Сереметом (Andrzej Seremet) получат в понедельник стенограммы записей "черных ящиков" президентского самолета.
Эту информацию не подтверждает пресс-секретарь генпрокуратуры Польши Матеуш Мартынюк (Mateusz Martyniuk).
- Мы ничего не знаем о том, что польской стороне будут якобы переданы записи "черных ящиков". Я также не могу подтвердить, что прокурор Серемет собирается ехать в понедельник в Москву, сообщил он нашей газете.
При этом пресс-секретарь польского посольства в Москве Павел Кочь (Paweł Koć) заявил в беседе с каналом TVN24:
- В ближайшие дни, а конкретно, 30 и 31 мая, мы ожидаем визита в Москву министра Миллера. Насколько я знаю, его будет сопровождать генпрокурор Анджей Серемет. В ходе этого визита должна состояться передача записей "черных ящиков" ТУ-154.