Милан. Поклонники футбольного клуба «Милан» пребывают в диком восторге. «Для меня и марсиане бы сошли, лишь бы только не повторился такой роковой день как 22 мая», - так прокомментировал последние события неизвестный болельщик на домашней странице газеты Gazzetta dello Sport в Интернете. 22 мая другой миланский клуб «Интер» одержал победу в финале Лиги чемпионов, и это был исключительно неприятный результат для поклонников команды «Милан». Но, если подтвердятся те сообщения, которые на эксклюзивной основе были опубликованы в миланской спортивной газете, то тогда фанаты «Милана» могут быть спокойны – золотые времена не за горами. И, опять же, даже в воображении для этого далеко ходить не надо.
Вместо Марса – российский энергетический концерн Газпром
Собственно, речь идет о том, что в ближайшее время, как стало известно миланской газете, российский концерн может приобрести от 25 до 30 процентов акций футбольного клуба «Милан», и его опустевшая было касса в таком случае пополнится 180 миллионами евро. Эта новость была сразу же категорически опровергнута как итальянской, так и российской стороной. Ясно, тем не менее, одно – циркулирующие вот уже на протяжении месяца слухи о будущем клуба, принадлежащего премьер-министру Италии Сильвио Берлускони, дошли уже до таких пределов, что в конце концов в ближайшее время что-то должно произойти. На сегодняшний день вариант с Газпромом считается наиболее вероятным. Если эта сделка состоится, то она будет иметь политическую подоплеку.
Болельщики «Милана», которых Берлускони считает еще и своими основными избирателями, потеряли покой и сон, так как владеющая клубом компания Fininvest больше не делает таких безграничных вливаний, как это было раньше. Одновременно большие расходы на покупку игроков в кризисное время не совсем кстати и для итальянского премьер-министра. Главное приобретение пока – это Клаас-Ян Хунтелаар (Klaas-Jan Huntelaar). Несомненно, это одаренный молодой голландец, однако игроки такого калибра, все же, не совсем отвечают представлениям семикратного победителя Лиги чемпионов.
При помощи капиталов Газпрома, к примеру, может быть осуществлена столь желанная сделка по приобретению Эдина Джеко (Edin Dzeko) из немецкого клуба Wolfsburg, которая пока не могла состояться по причине статьи в контракте о 40 миллионах евро. С другой стороны, Берлускони, дети которого в руководстве компании Fininvest рассматривают футбол как скучный и убыточный бизнес, не хочет продавать футбольный клуб, чтобы не потерять свой статус, пока он является активным политиком. Все это говорит о том, что он ведет поиск инвесторов, способных сделать «Милан» конкурентоспособным в мире и подправить свой пошатнувшийся имидж. С точки зрения Берлускони, Газпром был бы идеальной запряжной лошадью, с помощью которой он мог бы выбраться из этого сложного положения.
Берлускони уже пытался это сделать с другими кандидатами, однако все эти планы оказались несостоятельными. Год назад говорили о том, что акционером «Милана» должен был стать владелец английского клуба Manchester City шейх Мансур бен Заед аль Нахаян (Scheich Mansour bin Zayed Al Nahyan). Албанский предприниматель Резарт Тачи (Rezart Taci) также обсуждался как возможный инвестор. Вообще все кандидаты были представителями энергетического бизнеса. Эту тенденцию, когда футбольные клубы как предприятия развлекательной индустрии все больше переходят под контроль энергетических гигантов, кажется, уже не остановить. И вот теперь на очереди концерн Газпром, который, будучи владельцем «Зенита» из Санкт-Петербурга и щедрым спонсором клуба Schalke 04, уже доказал свою заинтересованность в футболе как бизнесе.
Сходные представления о демократии
За спиной Газпрома стоит Российская Федерация как мажоритарный акционер. Российский премьер-министр Владимир Путин - известный поклонник футбола – считается близким другом итальянского председателя правительства, и он также активно вмешивается в дела Газпрома. Не будет большим сюрпризом, если выяснится, что имеющие общие представления о демократии друзья Путин и Берлускони, проявляя интерес к миллиардным энергетическим проектам, не забывают и о своих личных интересах.
Не исключено, что речь шла также о футболе, когда два друга встретились в апреле этого года для того, чтобы обсудить вопрос об атомных электростанциях, а также планы строительства Газпромом и итальянским концерном Eni трубопровода South Stream. Немало найдется людей, которые увидят в этом конфликт интересов. Но на такие мелочи Берлускони еще никогда не обращал особого внимания.