Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад сегодня потребовал от Барака Обамы принять его предложение об экспорте уранового запаса страны в Турцию в качестве «последней возможности» урегулировать кризис с Тегераном. Он также предостерег Россию от поддержки новых санкций ООН, что вызвало яростные упрёки со стороны Москвы.
«Кое-кто хотел бы столкнуть Обаму с иранским народом и привести их отношения в точку, откуда не может быть возврата, навсегда перекрыв возможность дружеских отношений с Ираном», - заявил он на митинге в Кермане на юго-востоке страны.
«Господин Обама должен знать, что это предложение – историческая возможность. [Обама должен] знать, что если он упустит эту возможность, сомневаюсь, что иранский народ даст этому джентльмену в будущем новый шанс».
Ахмадинежад высказал и слабо завуалированное предостережение в адрес Москвы, на случай, если она поддержит в Совете Безопасности ООН новые карательные меры против Ирана: «Если бы я был российским президентом, я бы действовал более осторожно, принимая решения по вопросам, связанным с великой нацией [Ираном]. Я бы не один раз подумал», - заявил он.
Кремлёвский консультант по вопросам внешней политики, Сергей Приходько, поспешно отвергает эту критику как «политическую демагогию», добавляя: «любая непредсказуемость, любые проявления политического экстремизма, отсутствие прозрачности или непоследовательность при принятии решений, которые затрагивают интересы и вызывают беспокойство всего мирового сообщества, для нас неприемлемы».
Вашингтон осудил предложение Тегерана, посредниками в котором на прошлой неделе выступили Бразилия и Турция, являющиеся непостоянными членами Совета безопасности, как «явную уловку», цель которой - избежать новых санкций против Ирана, налагаемых на него за отказ прекратить процесс обогащения урана, направленный, как опасается Запад, на изготовление ядерного оружия. Тегеран настаивает, что его программа предназначена сугубо для удовлетворения потребностей мирной энергетики.
Манучер Моттаки (Manuchehr Mottaki), министр иностранных дел Ирана, сегодня назвал определение «уловка» вводящим в заблуждение.
Предложение состоит в отправке 1200 кг низкообогащенного урана (НОУ) в Турцию в обмен на ядерные топливные стержни для медицинского исследовательского реактора в Тегеране. Этот обмен должен уменьшить иранские запасы низкообогащённого урана, который можно использовать для изготовления ядерного оружия, если обогатить уран до более высокой степени.
Это предложение в целом сходно с планом ООН, на принятии которого настаивали в прошлом году Вашингтон и его союзники. Тегеран вроде бы начал его рассматривать, однако в итоге отверг.
Западные правительства утверждают, что запасы низкообогащённого урана в Иране после того, как впервые встал вопрос о подобной сделке, значительно возросли, и теперь его достаточно, чтобы Иран мог изготовить ядерную боеголовку. Заявление Тегерана о том, что заключение этой сделки не заставит его прекратить обогащение урана до 20% (а из такого сырья он может быстрее получить материал, пригодный для изготовления оружия, чем из обедненного урана), делает проблему ещё более серьёзной. Для этого процесса уже сложно придумать правдоподобное оправдание со ссылкой на гражданское применение ядерных материалов.
Когда это предложение раскрылось, пять стран-постоянных членов Совета безопасности ООН: США, Россия, Китай, Великобритания и Франция, - быстро пришли к соглашению о проекте четвёртого раунда санкций. Новый комплекс мер предположительно будет включать эмбарго на уже существующие вооружения, предполагает ограничения в отношении банковского сектора Ирана и запретит стране разработку урановых рудников и создание баллистических ракет.
По мнению аналитиков, обмен резкостями между Тегераном и Москвой может расстроить планы России по вводу в эксплуатацию в августе этого года ядерного реактора на иранской атомной электростанции в Бушере. Они также означают, что Иран вряд ли увидит ракеты S-300 класса земля/вода – воздух, которые Москва договорилась продать Тегерану.
В Бахрейне сейчас ведутся работы по расширению главной базы 5-го военно-морского флота США; уже начаты земляные работы на участке площадью 28 гектаров (70 акров), которое США арендуют у правительства Манамы.
У этого государства Персидского залива, с преимущественно шиитским населением, которым правит династия суннитов, угрозы и подрывная деятельность Ирана вызывают сильную тревогу. 580-миллионнодолларовый проект, который планируется завершить в четыре этапа, значительно укрепит военные возможности американского флота, дислоцированного в Заливе, Красном море и части Индийского океана. В случае враждебных действий США против Ирана эта база станет вероятной мишенью для иранских ракет. Она используется для непосредственно поддержки вооружённых сил США, действующих в Ираке и Афганистане, а также подразделений для борьбы с терроризмом и морским пиратством.