Интервью Day.Az с руководителем Черноморско-Каспийского центра Российского института стратегических исследований Эдуардом Поповым.
- Как бы вы оценили нынешнее положение дел в урегулировании нагорно-карабахского конфликта и его перспективы?
- Следует отметить, что за последнее время, а точнее, год-два, Минская группа активизировала свою работу по интенсификации процесса урегулирования карабахского конфликта. Я думаю, что прогресс в решении этого вопроса налицо: принятие Мадридских принципов, согласование их в Министерстве иностранных дел Азербайджана и еще незавершенный процесс согласования их в Армении. Это, на мой взгляд, подтверждение того, что продвижение в процессе урегулирования заметно. Конечно, быстрого решения этого вопроса не предвидится, и, тем не менее, я думаю, что с мертвой точки процесс уже сдвинулся.
- В Азербайджане упрекают Вашингтон в попытке вытянуть Армению из экономического кризиса вместо того, чтобы устранить его первопричину – решить карабахский вопрос. Чем чревата такая политика США и может ли Россия, воспользовавшись ситуацией, взять инициативу в свои руки и добиться прорыва в решении конфликта?
- В общем-то, ответ кроется уже в самом вашем вопросе. Интересы США вполне очевидны. Для них Армения – слабое звено в южно-кавказской политике. Это государство, которое считается стратегическим союзником России, поэтому США, конечно, заинтересованы в том, чтобы сделать Армению плацдармом для расширения и углубления своего влияния на Южном Кавказе. Сейчас это влияние постепенно сокращается. Поэтому последние достаточно радикальные меры в американской политике свидетельствуют о том, что не все у Соединенных Штатов обстоит благополучно в Южно-Кавказском регионе.
- И именно в этом ключе можно рассматривать активизацию российско-турецкого сотрудничества, включая недавний визит президента России в Анкару?
- Безусловно. Все эти попытки США делать ставку на Армению и надавить на Турцию для нормализации отношений с Ереваном и открытия границ, имеют свои далеко идущие последствия в виде углубления регионального сотрудничества между собственно региональными державами, а это Россия, Турция, Азербайджан.