Восхитительный укрепленный Новодевичий монастырь примостился в широкой излучине Москвы-реки примерно в трех милях от Кремля. Сейчас вокруг этой жемчужины русской архитектуры развернулась напряженная борьба. Поборники светской культуры хотят, чтобы объект всемирного наследия ЮНЕСКО оставался государственным музеем, однако Кремль принял политическое решение вернуть весь комплекс под управление Русской православной церкви.
В январе премьер-министр России Владимир Путин распорядился осуществить передачу. Теперь Новодевичий впервые с тех пор, как большевики национализировали его почти сто лет назад, станет действующим монастырем. Кроме того, директива власти может вынудить музей отдать тысячи икон и прочих предметов, связанных с культом, которые изначально принадлежали монастырю, и теперь снова могут начать использоваться в религиозных церемониях.
Новодевичий – последний из 20 монастырей в Москве и ее окрестностях, которые должны были быть переданы церкви наряду с сотнями таких же объектов по всей России, в рамках процесса, который представители церкви и националисты из Государственной думы называют «восстановлением исторической справедливости».
По мнению критиков, благодаря масштабной передаче недвижимой собственности и предметов искусства, укрепляющей сомнительный пакт между церковью и Кремлем, изрядная часть культурного наследия России перестанет быть общедоступной.
«Новодевичий – выдающийся исторический памятник, и его сохранением должны заниматься профессионалы, - считает сотрудник подотчетного Министерству культуры московского Института культурологи Алексей Лебедев. – Происходящий сейчас процесс «демузеификации» - симптом серьезной социальной болезни. Церковь не занимается сохранением исторического и культурного наследия, у нее другая миссия. Она не сможет его сохранять, и это может обернуться трагедией».
Церковные лидеры: «Это – святое место»
Церковные лидеры, однако, убеждены, что возвращенная собственность должна служить нуждам гигантской российской православной общины, для которой исторические знания и объекты ассоциируются с основаниями ее веры.
«Новодевичий – это древний монастырь, веками бывший центром духовной жизни нашего народа, - говорит Сергей Звонарев, представитель патриарха, возглавляющего Русскую православную церковь. – Он для этого создан, и каждый верующий русский это знает. Это – святое место, и с передачей Новодевичьего церкви оно снова станет местом для молитв и общения с Богом».
Никто не может точно сказать, сколько храмов и монастырей отошло церкви с тех пор, как примерно десять лет назад власти всерьез приступили к «реституции». Однако, по словам директора российского Государственного Исторического музея Александра Шкурко, сейчас она вернула себе примерно две трети бывших церковных зданий, национализированных коммунистами. Г-н Шкурко хочет, чтобы Государственная дума приняла новый закон, который бы ограничил этот процесс и обязал бы церковь сотрудничать с музеями.
«В музеях работают тысячи специалистов, которые любят эти места и объекты и профессионально обучены о них заботиться, - говорит он. – Церковь должна была бы быть заинтересована в том, чтобы сотрудничать с нами. Однако, к сожалению, после передачи объектов за музеями, по законам, не сохраняется никакой роли. Кроме того, не ясна конечная цель происходящего».
Церковь считает православными более 70 процентов россиян, однако, как считают критики, эта статистика просто учитывает всех этнических русских. Тем не менее, согласно опросу, проведенному в марте государственным фондом «Общественное мнение», две трети респондентов действительно определяют себя как «православных христиан».
Нарушение принципа отделения церкви от государства?
Впрочем, на вопросы о том, соблюдают ли они религиозные обряды и праздники, подавляющее большинство опрошенных ответило отрицательно. Например, 80 процентов заявили, что они не ходят регулярно в церковь.
«Совсем не очевидно, что церкви вообще нужны все эти здания, однако в любом случае, почему им отдают самые знаменитые, которые уже были полностью отреставрированы государственными музеями? – спрашивает координатор независимого общества по сохранению архитектурных памятников «Архнадзор» Константин Михайлов. – Почему они не возьмут часть из тех тысяч полуразвалившихся церквей, которые стоят по всей стране, и не отремонтируют их для верующих?»
Церковь уверяет, что она обеспечит общедоступность памятников и их сохранение на том же уровне, что и государственные музеи.
«Новодевичий будет, как и раньше, открыт для посещения, - говорит г-н Звонарев. – Разумеется, в монастыре действуют определенные правила жизни, но на посетителях они не скажутся.... Советская власть превратила Новодевичий в музей, но дальше так продолжаться не может. Монастырь должен быть живым».
По мнению ряда критиков, действия Кремля идут вразрез с духом российской Конституции 1993 года, согласно которой церковь должна быть отделена от государства, а не служить, как в царские времена, идеологической опорой власти. Они считают зачинателем этой политики Путина, который отвернулся от демократических способов обеспечения общественного согласия и предпочел купить поддержку церкви.
«Рост роли религиозных организаций может стать причиной проблем, однако на нем настаивает большая часть нашего общества», - возражает прокремлевский депутат Думы Сергей Марков, член парламентского комитета по делам религий.
«В России слабо развиты общественные институты, а государству люди полностью не доверяют, зато многие верят, что на церковь можно положиться, - утверждает он. - Путин и Медведев считают, что иногда закон должен уступить, чтобы можно было решить проблему. На данной стадии это [сотрудничество между Кремлем и церковью] необходимо с практической точки зрения».