В воскресенье 30 мая грузинский народ снова придёт на избирательные участки. Выбирать будут не президента и не членов парламента. 30 мая состоятся всего лишь выборы в местные органы власти. И, однако, это будет важным событием, потому что результаты этих выборов позволят выявить сильные и слабые стороны грузинской демократии в ситуации, когда демократические устремления грузинского правительства подвергаются всё большим испытаниям.
Но уже и до того, как будет подан первый голос, можно сказать, что многое идет правильно, а многое пока нет.
Политическая жизнь Грузии протекает весьма ярко, для кого-то даже слишком ярко. В стране нет недостатка в политических партиях, и любой в Грузии, кто хочет заниматься политикой, может беспрепятственно предаваться этому занятию. Грузинское избирательное законодательство подверглось пристальному рассмотрению, как в самой стране, так и со стороны международных экспертов. Хотя оно далеко от совершенства, однако более чем адекватно и, при соответствующем использовании, может хорошо послужить грузинскому народу. Значительно улучшился административный потенциал центральной избирательной комиссии и региональных и местных комиссий.
Весьма похвально решение правительства президента Саакашвили сделать должность мэра Тбилиси выборной, принимаемое в Грузии впервые. А этот важный пост заслуживает народного голосования. Почти треть населения Грузии живёт в Тбилиси, и результаты столичных выборов определяют национальную политику. Избирательная кампания на местах проходит в основном спокойно; основное внимание уделяется экономическим вопросам. Это свидетельствует о возросшей зрелости грузинской политической жизни. Как правящая партия, так и оппозиция имеют доступ к средствам массовой информации; впрочем, об этом позже.
Однако многое в грузинской демократии ещё далеко от совершенства, и, хотя в большинстве случаев в этом можно обвинить руководство страны, стоящее у власти, в определённой мере ответственность лежит и на оппозиции.
Серьёзной проблемой остаются средства массовой информации. До прихода к власти в ноябре 2003 года президента Саакашвили в Грузии было много проблем. Но были и какие-то достижения. Грузия отличалась разнообразной и интересной свободной прессой, всегда готовой призвать правительство к ответу. Теперь этого нет. Большая часть грузинских СМИ контролируется государством, а остатки свободной прессы подвергаются постоянным преследованиям. Многие журналисты разочарованы или напуганы.
Хотя политические деятели оппозиции имеют возможность выхода в эфир, чтобы высказать своё мнение, в том числе и на государственных каналах телерадиовещания, обычно программы составляются таким образом, чтобы нейтрализовать их взгляды, а редакторы отличаются неприкрытой тенденциозностью.
За пределами Тбилиси ситуация ещё хуже.
Предстоящие в воскресенье выборы тоже омрачены злоупотреблением административными ресурсами, особенно в том, что касается выборов мэра Тбилиси и местных советов. Политический патронат – не уникальное для Грузии явление, однако в этой стране масштабы его вызывают беспокойство.
Самые большие вопросы связаны с тем, как будет проходить сам процесс голосования. Правительство старательно подчеркивает своё стремление обеспечить честное проведение выборов. Большое число местных и международных обозревателей будут в воскресенье следить за тем, действительно ли это так.
Однако уже ясно, что одна существенная проблема, традиционная для грузинских выборов, никуда не делась – это неточные списки избирателей. Достоверно известно, например, что в этих списках таинственным образом появляются имена людей давно умерших, иногда даже после того, как они были вычеркнуты из предыдущих списков. Предпринимались определённые попытки в преддверии выборов пересмотреть списки, и Центральная избирательная комиссия даже предоставила политическим партиям некоторые ресурсы для этих целей; но в целом проблема не решена.
В этом значительная вина партий оппозиции, которые могли бы взять на себя эту задачу и достаточно серьезно отнестись к перепроверке списка избирателей. О каких честных выборах может идти речь при отсутствии точных списков избирателей, и основная ответственность за обеспечение этого ложится на организаторов выборов.
Вина оппозиции и в том, что она не смогла выработать ни общую стратегию, ни общий список кандидатов. Некоторые оппозиционные партии приняли решение объявить выборам бойкот. Но бойкот на выборах не работает. Оппозиционные партии должны видеть свой долг в том, чтобы использовать любую возможность, предоставляемую им демократическим процессом, пусть он и не безупречен. Оппозиционные партии, принимающие участие в выборах, не смогли объединить свои силы. А, действуя по одиночке, грузинская оппозиция не сможет противостоять по-прежнему прекрасно организованной и обладающей мощными ресурсами правящей партией.
Накануне муниципальных выборов в Грузии уже можно сделать некоторые положительные и отрицательные выводы. Намного яснее станет ситуация в день голосования, а также в процессе подсчёта голосов, с которым всегда оказываются связаны проблемы.
В понедельник жители Грузии проснутся с прежним президентом и прежним составом парламента, но с новым представлением о состоянии демократии в своей стране. Если грузинское правительство не сможет обеспечить правильное проведение даже этих муниципальных выборов – вряд ли можно надеяться, что оно когда-либо сможет обеспечить избирательное право населения страны.