Сталкиваясь с вызовами, великие лидеры видят в них возможность подняться на должную высоту, творя историю. Мелкие политики отказываются видеть дальше своего носа даже, когда сталкиваются с реальными возможностями. Я всегда считал и до сих пор считаю, что президент США Барак Обама принадлежит к первой категории. Думаю, что благодаря своему видению и прирожденным качествам лидера он обязан положением, которое занимает сегодня, несмотря на противостоящие ему грозные силы.
После долгих лет войн и конфронтации, имевших место при его предшественнике, он неоднократно обращался к мусульманскому миру, в том числе Ирану, предлагая новое начало.
Вот почему я не могу понять реакцию нынешней администрации на иранское ядерное соглашение, достигнутое при посредничестве Турции, Бразилии и Индии. Она не просто абсурдно враждебная, но абсолютно глупая, противоречащая всякой логике и здравому смыслу.
Но кто сказал, что внешняя политика США когда-либо вдохновлялась такими эфемерными понятиями, как логика или разум. Если бы это было так, то американская армия не оккупировала бы сегодня Ирак и Афганистан, ежедневно выбрасывая на ветер миллиарды долларов налогоплательщиков.
США увязли в этих двух мусульманских странах так надолго, что сегодня даже наш старый друг Буш со своими приятелями вряд ли вспомнит, почему они начали эти войны, и почему должны умирать миллионы невинных людей. Чего ради?
Но если вы думаете, что катастрофы в Афганистане и Ираке охладили горячие головы на Капитолийском холме и удовлетворили жажду неоконсерваторов-сионистов в невинной крови, вы глубоко ошибаетесь. Невероятно, но, словно полного разрушения двух разоренных войной стран, гибели более миллиона иракцев и афганцев, не говоря уже о пяти тысячах американских солдат, было недостаточно, правые в США вновь готовят войну с еще одним исламским государством, на сей раз с Ираном.
Еще более невероятно то, что безумное стремление ввергнутся в ад, наблюдавшееся в преддверии вторжения в Ирак, вновь повторяется в отношении Ирана.
Могущественные друзья Израиля в военно-политическом истеблишменте США, находящиеся по обе стороны политических баррикад, и, конечно, при поддержке мощных американских СМИ ополчились против Ирана. И когда дело доходит до клича «бей Иран», даже высоколобые киты, такие как “The Washington Post” и “The New York Times” все чаще звучат как глашатаи израильского правительства, беспрестанно талдыча о явной и реальной угрозе всему миру, которую представляет собой несуществующее «ядерное оружие» Ирана. Ну, прямо, как в недавние времена не найденное до сих пор оружие массового уничтожения в Ираке.
И словно по подсказке, ведущие звезды администрации - Хиллари Клинтон и Роберт Гейтс, разжигают истерию и ежедневно шлют предупреждения аятоллам.
Разве мы это уже не проходили? И почему Обама, если он действительно имеет в виду то, что говорит о новых путях движения вперед, вновь позволяет диктовать себе программу действий тем же самым силам, которые в ответе за большую часть нынешних бед Америки, включая опасные конфликты с мусульманским миром? Разве этот президент не вынес никаких уроков из ошибок своего предшественника и недавней истории?
Если бы США и их западные союзники были действительно обеспокоены миром на Ближнем Востоке, то они бы охотно приняли иранское ядерное соглашение, и поблагодарили бы Турцию и Бразилию за то, что они склонили Тегеран к сотрудничеству с мировым сообществом.
Я знаю, президент Ирана Ахмадинежад ничего не может с собой поделать, когда есть возможность продемонстрировать свой сценический талант. Собрать в Тегеране на редкую по своей возможности фото сессию премьер-министра Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и президента Луиса Инасио Лула да Силва, не говоря уже о (министре иностранных дел) Индии С. М. Кришне, - мастерский ход иранцев. Как и все древние цивилизации, они придают большое значение торжественным церемониям и тонким жестам, делая важные заявления.
Дипломатический переворот ошеломил американцев, выбив почву у них из-под ног. Иранцы правильно рассчитали свой ход, надеясь помешать американским усилиям, направленным на принятие новых санкций против Ирана.
Некоторые американские эксперты с раскрасневшимися лицами пытались представить новую урановую сделку как паническую реакцию Ирана перед лицом ожидающих его неизбежных карательных мер. Но Запад опять полагает, что угроза применения силы или введение новых санкций в состоянии смягчить Иран, он жестоко ошибается. Это не сработало в Ираке, и не сработает в Иране. И особенно в Иране. Можно предположить, что янки должны были бы это осознать, имея долгие и бурные отношения с Ираном.
Иранцы - очень гордая нация, которые, истоком безмерной гордости которой является богатое прошлое и культура. Разговоры об использовании силы и санкций со страны государств, имеющих богатую историю агрессии и оккупации, только еще больше их раздражает.
Презрительно отвергнув разумное иранское предложение отправить свой уран за рубеж (в Турцию) в обмен на получение через год или позже топливных стержней из Франции для использования в медицинских исследованиях, Запад только усиливает подозрения, существующее в большей части мусульманского мира, что он снова ищет предлог для того, чтобы уничтожить еще одну мусульманскую страну.
Иначе, под каким предлогом Вашингтон может отвергнуть сделку, заключенную при посредничестве Турции и Бразилии? Тем более что она мало чем отличается от того, что Обама предлагал Ирану в прошлом году в Женеве во время переговоров между ЕС и Ираном? В сущности, как заявил в интервью корреспонденту газеты «The International Herald Tribune» Роджеру Коэну (Roger Cohen) архитектор новой внешней политики Турции Ахмед Давутоглу (Ahmed Davutoglu), Эрдоган включился в игру, чтобы разрядить атмосферу противостояния Запада и Ирана, только в ответ на призыв Вашингтона. Кроме того, иранская сделка получило широкую поддержку со стороны мирового сообщества, в том числе арабских государств Персидского залива. Министр иностранных дел ОАЭ шейх Абдалла бен Заид Аль Нахайян, даже направил поздравительную телеграмму иранскому руководству.
Как показали опросы общественного мнения, проведенные некоторыми европейскими телеканалами, это соглашение поддерживают 60 процентов респондентов. Это свидетельствует о растущем беспокойстве по поводу противостояния Ирана с Западом. Мир устал от циничной, сеющей раздор политики великих держав на Ближнем Востоке. Турецко-бразильская инициатива не только показывает путь для остального мира (интересно, почему арабские страны не подумали об этом?), но и вырисовывает будущее.
США, возможно, потому осадили Турцию и Бразилию, что они вылезли вперед, расстроив западные планы. Но люди во всем мире обратили внимание на появление новых движущих сил на мировой арене.
Времена меняются. После столетий западного господства над миром баланс сил смещается в сторону новых игроков, таких как Китай, Индия, Турция и Бразилия. Если Запад будет игнорировать эти ветры перемен, ему придется за это платить. У Обамы есть возможность войти в историю. Или, как и его предшественники, оказаться пленником тех сил, которые обанкротили его страну и поставили ее на путь конфронтации с остальным миром.
Ибо вопрос не в Иране или его ядерной одержимости. Речь идет о справедливости, достоинстве, свободе и равенстве. Почему существует два свода прав – один для палестинцев, а другой для израильтян? Почему одни имеют право украсть, оккупировать, и грабить чужую землю, как им заблагорассудится, а другие не могут даже протестовать?
Всеобъемлющий мир на Ближнем Востоке наступит тогда, когда президент США не будет делать различий в своем отношении к палестинцам и израильтянам. Глобальная гонка вооружений закончится тогда, когда Америка перестанет видеть разницу между ядерным оружием Израиля и ядерными амбициями Ирана. Как Вы думаете, господин президент, сможем мы дожить до такого дня? У меня такое чувство, если «Дерзость надежды» (название книги Б. Обамы – прим. пер) не победит в Ваше время, она этого не сделает никогда.