Географическое положение этого города вызывает не самые оптимистические ассоциации. Ростов находится недалеко от беспокойного Северного Кавказа, а также от Сочи, где в 2014 году Россия будет принимать Зимние Олимпийские игры; до Абхазии и Южной Осетии отсюда тоже рукой подать.
С другой стороны, в политической ситуации к моменту проведения саммита звучат намного более мажорные ноты.
Последний ноябрьском саммит в Стокгольме положил конец охлаждению отношений, наметившемуся после войны с Грузией в 2008 году. Основной темой нынешнего саммита станет «партнёрство в целях модернизации».
Сейчас среди государств-членов ЕС как никогда велико единодушие по вопросу о политике в отношении России.
Германия и Франция всегда высказывались в пользу нового партнёрства. Набирает темп польско-российское сближение. Страны Балтии, вдохновляемые новым президентом Литвы, пересмотрели свои позиции с прагматической точки зрения, с учётом своих насущных экономических проблем.
Швеция сняла возражения против газопровода «Северный поток»; Великобритания по-прежнему курирует дело Литвиненко, однако уже мало надеясь на успех. Страны Южной Европы внимательно следят за расширением деловых возможностей для своей расстроенной экономики. Таким образом, практически все основные государства-члены ЕС склоняются в пользу «перезагрузки» отношений.
Со своей стороны, Россия, и без того жестоко пострадавшая от мирового экономического кризиса, столкнулась к тому же с новой проблемой, которую ставят перед её экономикой, основывающейся на модели энергетического экспорта, новаторские технологии получения сжиженного и сланцевого газа. «Перезагрузка» отношений с США, а также с её непосредственным соседом, Украиной, уменьшила традиционные опасения России перед ростом влияния Запада среди стран российского «ближнего зарубежья», позволив ей свободнее и шире смотреть в будущее.
Внутренние дебаты в России по вопросу «модернизации» становятся более предметными. Путинская политическая модель остаётся приоритетом в кремлёвской политике, однако, ввиду того, что мировой экономический кризис оказывает всё более сильное давление на существующий «общественный договор» внутри страны, в сближении с Западом всё чаще усматривают скорее возможный источник для укрепления существующего режима, чем угрозу для него.
Однако для правильного развития «нового партнёрства» Евросоюзу не следует забывать о четырёх ключевых принципах. Во-первых, просочившаяся недавно из письма министра иностранных дел Лаврова информация свидетельствует о том, что Россия стремится к сепаратному «сотрудничеству для модернизации» по меньшей мере с четырнадцатью странами-членами ЕС.
Чтобы избежать дублирования, необходимо в первую очередь наладить отношения на уровне Европейской комиссии.
Во-вторых, новое партнёрство не может просто заменить уже существующие соглашения. Пока что Россия не выполнила того, что она уже обещала, и новые отношения не должны стать просто предлогом для нее получить от Евросоюза то, что ей нужно.
В-третьих, партнёрство не должно вылиться в красивые слова об общих принципах, но должно принести конкретную пользу обеим сторонам. Для ЕС это может быть улучшение инвестиционного климата, более строгое соблюдение законности и успехи России на её пути к членству во Всемирной торговой организации (ВТО).
В-четвертых, для сохранения внутреннего единства ЕС, успехи в отношениях с Россией должны быть уравновешены прогрессом в отношениях со странами Восточной Европы.
Более чем очевидно, что политика qui pro quo подорвёт базовые принципы обусловленности; однако, если, например, России предлагается поэтапный план действий для установления режима безвизового въезда в Европу, Украине тоже необходимо предложить эту перспективу. И обе страны обязательно должны будут что-то сделать ради этого. России следует отменить процесс обязательной регистрации иностранцев, Украине придётся укрепить границы и ускорить переход на биометрические паспорта.
Однако Россия полагается на то, что ЕС слишком занят кризисом евро.
Саммит станет хорошей возможностью показать, что сила притяжения Евросоюза ещё достаточно велика.
Эндрю Уилсон из аналитического центра Европейский совет по международным отношениям European (Council on Foreign Relations)