Армянка пела об абрикосе, албанка прославляла Иисуса Христа, украинка протестовала против ядерного Холокоста, однако в итоге победа на 55-м конкурсе песни «Евровидение» досталась Лене Майер-Ландрут (Lena Meyer-Landrut), 19-летней немке, песня которой стирала черту между детской влюбленностью и психопатической одержимостью. «Это абсолютно потрясающе. Я не верю, что это действительно произошло, - заявила она, стоя на сцене стадиона Telenor Arena в Осло после вручения приза – хрустального микрофона. – Я как в дурмане».
С учетом популярности «Евровидения», нетрудно понять, почему. Континентальный конкурс песни считается одним из самых популярных мероприятий в мире, если не считать спортивных соревнований. Ежегодно его смотрят более 120 миллионов человек. Во многих частях Европы он обладает культовым статусом. Он транслируется в самые дальние уголки мира – вплоть до Мьянмы и Новой Зеландии. Он способен превращать неизвестного певца в икону музыкального мира. В числе его победителей были ABBA и Селин Дион; в нем участвовали Хулио Иглесиас (Julio Iglesias), Оливия Ньютон-Джон (Olivia Newton-John) и Клифф Ричард (Cliff Richard).
Впрочем, у этих знаменитостей есть одна общая черта – все они участвовали в конкурсе не один десяток лет назад. Критики «Евровидения» утверждают, что фестиваль давно превратился в культурный Чернобыль, и что трюки и сексапильность на нем важнее музыкальных способностей. В этом есть определенная правда. В этом году румыны, например, ухитрились смешать поп-музыку с оперой, а их вокалистка временами звучала как Мэрайя Кэри (Mariah Carey) под гелием. Они заняли третье место. Финалистка из Армении, занявшая седьмое место, пела об армянском национальном фрукте, танцуя вокруг 100-фунтовой абрикосовой косточки, а камера, между тем, фокусировалась на ее декольте. Французский участник, занявший 12-е место, танцевал под довольно соленую песенку: «Милая, вставай и двигай задницей... Сейчас станет жарко, и я чувствую, как эта штука поднимается».
«Евровидение» отошло от своих корней как традиционного шоу талантов не только в этом. Важную роль теперь играет активное присутствие участника в Интернете: без высокобюджетного видеоролика на YouTube и постоянного взаимодействия с поклонниками в таких социальных сетях, как Twitter и Facebook, участники рискуют оказаться забытыми еще до начала конкурса. В этом году азербайджанская участница Сафура Ализаде, 17-летняя победительница местной версии «Американского идола», завесила весь Интернет роликами, в которых рассказывала, что победа «могла бы изменить ее судьбу». Клип для своей песни «Кап-кап» («Drip Drop») она готовила при участии хореографа Бейонсе (Beyonce) ЖаКель Найт (JaQuel Knight) и режиссера «Стигматов» Руперта Уэйнрайта (Rupert Wainwright). Несколько месяцев перед «Евровидением» она, как и другие, участники совершала турне по континенту, пытаясь снискать расположение электората. Участница от Армении Ева Ривас ездила в Грецию и на Кипр сажать абрикосовые деревья. Как она заметила в интервью одному из сайтов поклонников «Евровидения»: «Вернувшись на родину, я хочу быть уверена, что все находятся под впечатлением оттого, как я выступила».
Конечно, мишура, верчение бедрами, манерность и паясничанье привлекают публику, однако удерживает ее все-таки содержание. 27 мая, на втором полуфинале, литовская фанк-группа InCulto дула в свистульки и спускала на сцене штаны, демонстрируя трусы, покрытые блестками. Однако за этими глупостями скрывался серьезный смысл: их песня «Восточноевропейский фанк» («Eastern European Funk») призывала к большей интеграции Европейского Союза, в который входит Литва, и высмеивала веру в то, что Европа заканчивается к востоку от германской границы. «Да, сэр, мы здесь легально,/ Хотя и не так, как Вы./ Нет, сэр, мы не ровня, нет, / Хотя мы оба из Евросоюза».
В свою очередь Лена смогла воплотить страстную влюбленность в мелодию. В своей песне «Спутник» («Satellite»), которая принесла ей победу, она изображает женщину, которая пытается привлечь внимание любимого: «Я всюду ходила за тобой. / Я даже сделала для тебя прическу./ Я купила новое белье, голубое./ Я надела его на днях». К концу песни, мрачная тональность показывает, что она смирилась с тем, что ей придется жить без него, и сравнивает себя с самым одиноким из путешественников: «Как спутник я кружусь по твоей орбите. / Я потерялась бы в ночи./ Я не могу ни минуты прожить без твоей любви».
После победы на Евровидение» Лене вряд ли будет трудно завоевать любовь. С ее появлением возродилась надежда на то, что конкурс может опять породить звезду мирового масштаба. Безусловно, она взяла хороший старт. После победы на отборочном конкурсе в «Германии», «Спутник» стал самым продаваемым цифровым треком в германской истории. Сама Лена стала первой немецкой певицей, целых три дебютных сингла которой вошли в первую пятерку национального хит-парада. Ее победа в Осло только укрепила ее популярность на родине. «Невероятно! Лена поворачивается к Европе и побеждает», - с гордостью провозглашает региональная газета Hamburger Abendblatt. Так что, даже если у нее не получится стать мировой суперзвездой, национальной иконой она останется.