Создатель крупнейшей нефтяной российской компании «Юкос» (сегодня уже не существующей), Михаил Ходорковский вот уже семь лет отбывает наказание в местах лишения свободы, срок которого истекает 24 октября 2011 года. Его освобождение накануне президентских выборов (начало 2012 года) станет определённым индикатором курса Кремля, а кроме того, может создать проблемы для Владимира Путина, приложившего, как считают, помимо судебных органов, немалые усилия к тому, чтобы Ходорковского осудили на восемь лет лишения свободы за мошенничество и уклонение от уплаты налогов в 2005 году.
Формально, освобождение олигарха зависит от исхода уголовного дела, возбуждённого против Ходорковского и его партнёра по бизнесу Платона Лебедева в связи с новыми обвинениями, выдвинутыми в 2007 году. В настоящее время дело рассматривается в Хамовническом райсуде г. Москвы.
«Это юридический абсурд, совершаемый людьми, которые считают необходимым осудить Ходорковского любой ценой», говорит его адвокат Карина Москаленко. Их обвиняют в присвоении 900 миллиардов рублей (около 24 миллиардов евро), полученных в результате хищения 350 миллионов тонн нефти в период с 1998 по 2003 год. Защита утверждает, что нынешние обвинения противоречат и перекрывают первое уголовное дело и что «уклонение от уплаты налогов», на которое ссылались тогда, несовместимо с «хищением», инкриминируемым сейчас.
Либеральные круги и правозащитники рассматривают нынешний судебный процесс как проявление сговора между политической и судебной властью. «Освобождение Ходорковского , будет имеет большое значение для улучшения международного климата, для веры в модернизацию и привлечения иностранного капитала», считает Евгений Гонтмахер, член правления Института современного развития. Гонтмахер увязывает возможное выдвижение кандидатуры Дмитрия А.Медведева на пост президента с освобождением бывшего главы «Юкоса». «Ходорковский выйдет на следующий день после того, как Путин потеряет влияние во власти», считает Борис Немцов, занимавший пост вице-премьера во времена Бориса Ельцина.
На этой неделе защита Ходорковского начала представлять своих свидетелей. Первый из них, бывший председатель правительства Михаил Касьянов заявил, что до 2003 года «Юкос» и другие нефтяные компании пользовались региональными льготами по налогообложению. Он также напомнил о том, что первая стычка между Путиным и Ходорковским произошла в 2003, когда последний назвал мошенничеством покупку государственной нефтяной компанией «Роснефть» компании «Северная нефть» за 600 миллионов долларов.
Как утверждает Касьянов, неудовольствие Путина вызвало то, что Ходорковский, с одобрения Кремля оказывавший финансовую поддержку Союзу Правых Сил и «Яблоку», финансировал также и Коммунистическую партию. «Ходорковский и Лебедев были арестованы по политическим мотивам», отметил бывший премьер-министр.
Однажды Ходорковский бросил вызов политике Путина. Оказавшись на свободе, он может влиться в ряды оппозиции и стать инициатором целого ряда весьма чувствительных судебных исков к России, поскольку основные активы «Юкоса» были «поглощены» «Роснефтью» с помощью не самых чистоплотных приёмов.
Председатель Хамовнического райсуда Москвы Виктор Данилкин отказал в вызове на процесс в качестве свидетелей В. Путина и вице-премьера Игоря Сечина, председателя совета директоров «Роснефти», которого считают главным зачинщиком всех интриг против Ходорковского.
В тюрьме Ходорковский поседел и возмужал. Находясь в неволе, размышлял и писал. В Сибири, в Читинской области, где он отбывал наказание до возвращения в Москву на судебное слушание по второму уголовному делу, он работал в швейном цехе, выпускавшем рукавицы, однако не добился досрочного освобождения, что было бы вполне естественным, как считает адвокат Москаленко. Тюремные власти сочли, что он слишком «медленно работает», не приняв во внимание его проблемы со зрением, продолжает Карина Москаленко. Условия его содержания в Москве хуже (камера предварительного заключения) хуже, чем в Чите, отмечает его адвокат. В частности, из-за большего ограничения на посещения родственников. Ходорковский объявил голодовку в знак протеста, но прервал её, когда узнал, что президент Дмитрий А.Медведев в курсе происходящего.
Ходорковский держится с достоинством, а Путин продолжает упорно следовать своей линии. Глава правительства неоднократно намекал в публичных и частных выступлениях, что бывший олигарх может быть замешан в убийствах. Однако смерть в тюрьме юриста Сергея Магницкого и предпринимательницы Веры Трифоновой вызывает беспокойство иного рода. Отвечая на вопрос (заданный одним из слушателей радиостанции «Эхо Москвы») о том, может ли Ходорковский «быть устранён» точно так же, как Магницкий, адвокат Вадим Клювгант ответил, что защита считает очень важным «не допустить, чтобы о Ходорковском забыли», потому, что если о нём забудут, станет весьма актуальным знаменитое выражение И.Сталина: «Нет человека, нет проблемы».