На протяжении долгого времени Арктика притягивала к себе внимание лишь учёных и исследователей. Существенные изменения в плане геополитической заинтересованности в ней произошли 2 августа 2007 г., когда российская экспедиция установила флаг России на дне океана вблизи Северного полюса. Этим шагом Москва решила показать, что соответствующие глубинные территории являются продолжением российского государства, и таким образом положила начало международному соперничеству за Арктику. В данный процесс, именованный «ледяной войной», включилось несколько стран, в том числе Норвегия, США, Канада и Дания.
Политику России в Арктике можно расценивать как экспансионистскую. Её стремление укрепить свои позиции в этом регионе доказывают и недавние политические манёвры. В конце апреля В. Путин посетил Землю Франца-Иосифа, находящуюся на расстоянии примерно тысячи километров от Северного полюса. Так он вероятно ещё раз хотел подчеркнуть тот факт, что этот богатый природными ресурсами регион принадлежит России. Всё же, крупнейшей победой Москвы в борьбе за Арктику можно считать подписанный 27 апреля договор с Норвегией по демаркации границ в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане, положивший конец более чем сорокалетнему спору этих государств по данному вопросу. Как считает портал BarentsObserver.com, это поможет Москве в обосновании претензий на залегающие в недрах Баренцева моря запасы нефти и других природных ресурсов и достижении иных стратегических целей.
По мнению экспертов, на арктическом шельфе и под ледниками скрыты большие запасы нефти, газа, алмазов, золота и других полезных ископаемых. Пять миллиардов тонн нефти и семь с половиной миллиардов тонн газа и газового конденсата, предположительно расположенных недалеко от Северного полюса, гарантировали бы России первое место в мире среди поставщиков энергоресурсов. Учитывая потепление климата и развитие технологий добычи, освоение упомянутых ресурсов становится всё более реальным, и поэтому вопрос их присвоения актуален для России уже сегодня.
Другим очень важным геостратегическим интересом Москвы являются связанные с таянием ледников новые возможности судоходства в Северном Ледовитом океане. Уже сейчас вдоль берегов России осуществляется сезонная навигация в Японию, Китай и на Дальний Восток по более короткому Северному морскому пути. По утверждению ученых, через десять лет корабли в Северном Ледовитом океане смогут плавать в течение всего летнего сезона. Это говорит о том, что роль России в развитии судоходства в нём скорее всего возрастёт.
С военной точки зрения Арктика является для России важным инструментом обеспечения её «жёсткой безопасности» (hard security). С принятием в мае 2009 г. новой Стратегии национальной безопасности до 2020 г. российские военные корабли и самолёты значительно усилили патрулирование в Северном Ледовитом океане. Также на принадлежащих России островах планируется строительство нескольких военных портов с размещением там военных подразделений.
Проблема арктического пространства и принадлежности его богатств обсуждается в рамках Комиссии по границам континентального шельфа ООН (КГКШ), Евроатлантического совета Баренцева моря, Арктического совета, на встречах Арктической пятёрки (А5) и на различных политических форумах. Жонглируя вопросами добычи полезных ископаемых, атомной энергетики, судоходства и другими аргументами, Москва может надеяться на получение политических дивидендов в других регионах мира.
Широкий спектр интересов России на арктическом пространстве позволяет утверждать, что она не откажется от борьбы за доминирование в данном регионе. Соответственно следует ожидать новых юридических попыток Москвы, основанных на историко-географических традициях присутствия России в Арктике, заполучить его спорные территории. Если юридические меры окажутся неэффективными, Россия может перейти к экономическим и военным. Такие предположения подтверждает прозвучавшее 29 марта в Гатино (Канада) заявление министра иностранных дел РФ С. Лаврова, в котором он сказал о том, что Россия не собирается мириться с какими бы то ни было попытками ограничить её роль в Арктике и готова защищать свои интересы там всеми доступными правовыми, дипломатическими, военными и экономическими средствами.
В последнее время все страны, стремящиеся к усилению свои позиций в Арктике, резко ужесточили риторику. В прошлом году Норвегия добилась одобрения со стороны ООН в отношении своих претензий на большие территории в Норвежском и Баренцевом морях, а также в Северном Ледовитом океане. Канада в свою очередь сопротивляется наращиванию российской военной силы в регионе и надеется на то, что в 2012 г. её представитель займёт важный пост в КГКШ, играющей важную роль в «ледяной войне». Америка тоже не дремлет. Поэтому России вероятно уже в ближайшем будущем придётся выполнять данные в Гатино обещания.
До сих пор нерешёнными остаются многие вопросы, связанные с арктическим регионом: например, касающиеся права на разведку и добычу ресурсов на спорных территориях, промышленного развития региона, природоохраны и другие. По сообщению новостного агентства «РИА новости» в марте этого года президент Д. Медведев дал указание правительству до 1 июня рассмотреть возможность создания космической системы наблюдения «Арктика», которая использовалась бы и в целях геологической разведки. Помимо этого Россия находится на завершающей стадии создания прототипа плавучей атомной электростанции, предназначенной для обслуживания скважин «Газпрома» на арктическом шельфе. Острое недовольство стран, принимающих участие в «ледяной войне», вызывает и стремление Москвы по увеличению своей военной мощи в Арктике.
С учётом того, что политика России в арктическом регионе остаётся жёсткой, борьба за доминирование в нём в будущем станет ещё более острой. Поэтому не исключено, что Москве придётся зайти куда дальше, чем она планировала.