Главной темой начинающегося сегодня в Ростове на Дону саммита ЕС – Россия будет призыв к "Партнерству для модернизации", идеей которого под влиянием уговоров Дмитрия Медведева загорелся глава Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу (José Manuel Barroso).
Хотя отношения между Россией и Европой опираются в основном на двусторонние контакты между отдельными столицами ЕС и Москвой, в рамках нового партнерства Брюссель координировал бы (а в некоторой мере и поддерживал из европейского бюджета) сотрудничество, заключающееся в передаче России новых технологий.
Один из основных пунктов переговоров по программе Партнерства – сотрудничество в сфере российской навигационной системы ГЛОНАСС и европейской "Галилео", а также инвестиции в энергосберегающие технологии, телекоммуникационные сети и создание совместных исследовательских центров. Такое потепление в контактах России и Запада вызывает энтузиазм у европейских бизнесменов, хотя многие дипломаты с недоверием относятся к российским лозунгам о модернизации, не ведущим к конкретным действиям.
- Россияне ловко навязывают нам программу сотрудничества à la carte. Они хотят технологий, которые они смогут использовать в том числе в военном секторе, но при этом они замалчивают иные проблемы, как, например, безопасность поставок газа или формирование гражданского общества, говорит польский дипломат.
Традиционными поборниками быстрого расширения сотрудничества с Россией считались Германия и Франция, но даже в Париже модернизационные лозунги Кремля вызывают большой скепсис, так как заметно, что Европа становится для российских элит все более желанным источником инвестиций и инноваций, но не примером государственной модели.
- Я уже год слышу о модернизации России, но я до сих пор не слышал о реформах. Может быть, у Москвы нет никакой долгосрочной реформационной стратегии? Может быть, мы должны продумать условия: мы помогаем, но требуем взамен изменений в России, говорит специалист по России французского МИД Мари Мендрас (Marie Mendras).
Сторонники такой "realpolitik" рассчитывают не на быструю демократизацию России, а, в первую очередь, на реформы, которые обеспечат как россиянам, так и западным бизнесменам основы правовой безопасности: усиление независимости судов, ограничение коррупции, прозрачные принципы работы в налоговой сфере.
- Партнерство не должно быть миссионерской деятельностью ЕС в России. Нам нужен совместный бизнес, а не европейцы, высаживающиеся на "планете Россия" и вводящие там свои порядки, предостерегает, однако, посол РФ при ЕС Владимир Чижов.
В преддверии споров о тактике кнута и пряника разворачиваются борьба за содержание декларации о Партнерстве для Модернизации, которая, если обе стороны придут к компромиссу, должна быть объявлена в Ростове-на-Дону.
- Возможно, нам удастся вписать положение о формировании в России правового государства, но до полного согласия еще далеко, говорил вчера один из европейских дипломатов. В свою очередь, россияне радовались, что в Ростове они получат ясную программу введения безвизового режима, хотя некоторые европейские дипломаты жалуются, что с отменой виз Европа потеряет сильное средство давления на Кремль.
Москва выполняет не все принятые ранее обязательства в отношении ЕС, в частности, по отмене оплаты за пролет европейских авиаперевозчиков над Сибирью или по безопасности поставок энергетического сырья (дело Мажейкяйского НПЗ). Не является ли выработка новых соглашений лишь пустой дипломатической игрой?
- Сейчас Кремлю не просто нужна Европа, он, наконец, отчетливо осознал эту необходимость. Так что мы можем выдвигать требования, говорит Аднан Ватансевер (Adnan Vatansever) из Центра Карнеги. Он считает, что даже символизирующий российское самоутверждение "Газпром" потерял последнее десятилетие: он упустил гонку на подающем большие надежды на будущее рынке сжиженного газа и не обеспечил себе сильных позиций в поставках в Китай. А это значит, что еще как минимум десять лет ему придется торговать с Европой, что усиливает ее переговорную позицию.
Загвоздка в том, что не только России очень нужен союз с Европой (что Кремль внес в свою стратегию, о которой после недавней контролируемой утечки информации писали российские СМИ), но и европейцы хотят получить широкий доступ к российскому рынку и мечтают, чтобы в будущем Россия присоединилась к "новому Западу", усиливая его, в частности, в игре против Китая. Не толкнет ли это страны ЕС уже сейчас на слишком легкие уступки Москве?
- Это был бы тупик. Поддержка порочной модернизационной модели в России без требования реформ, приведет к тому, что эта спущенная "сверху" модернизация вообще не удастся, полагает эксперт Центра Европейских реформ Катинка Бариш (Katinka Barysch).