Уже несколько дней 83-летняя Ядвига Качинськая не ждет увидеть на пороге своей больничной палаты младшего сына Леха. Это раньше она, находясь между жизнью и смертью в отделении кардиологии варшавского Военного института медицины, временами грезила, принимая за Леха своего старшего (пусть и на каких-то полчаса) сына Ярослава. За все 60 лет, с того момента, как акушерка, приняв роды, показала ей двух почти одинаковых малышей, госпожа Ядвига ни разу не спутала своих таких на самом деле разных близнецов, которые казались одинаковыми только посторонним. И в критическом состоянии мозг отказывался поверить в то, что уже несколько недель Лех не приходит посетить больную мать.
"Я не Лешек, мама", - едва сдерживая слезы, отвечал Ярослав, рассказывая очередную "убедительную" историю о том, почему поглощенный заботами и государственными делами президент Качинський не может найти и минуты на визит к наиболее дорогому человеку. Врачи запретили ему волновать тяжелобольную, и почти полтора месяца после гибели Леха Качинського в авиакатастрофе под Смоленском его мама не знала о гибели сына. Но врать с каждым днем становилось все тяжелее: "Я больше не могу притворяться, что ничего не произошло. На днях я вынужден буду рассказать маме всю правду. Я очень этого боюсь..." - сознавался журналистам лидер политической партии "Право и справедливость", кандидат в президенты на место погибшего брата Ярослав Качинський.
Несколько дней назад, когда врачи подтвердили, что хотя физически госпожа Ядвига еще очень слаба, психологически ее состояние фактически пришло в норму, Ярек собрался с силами и сказал матери, что теперь у нее есть только один сын. Печати об этом сообщила глава избирательного штаба лидера "ПиС" Эльжбета Якубяк, заметив: "Пани Ядвига - сильная женщина и, надеюсь, найдет в себе силы, чтобы выдержать эту новость и поддержать Ярослава".
Седые волосы как доказательство компетентности
А всем родным и единомышленникам Качинських теперь надо найти в себе силы, чтобы выдержать еще одну новость: Польша фактически признала, что в катастрофе президентского Ту-154, который 10 апреля разбился при посадке под Смоленском, виноваты не ужасное техническое состояние тамошнего аэропорта, не ошибки неподготовленных российских диспетчеров или чей-то злой умысел, а... ненадлежащая профессиональная подготовка польских пилотов.
"Пилоты проигнорировали все предупреждения автоматической системы самолета об опасности и пошли на чрезмерный риск. Почему? Потому что таким был уровень их подготовки", - заявил польский эксперт Эдмунд Клих, аккредитованный при Межгосударственном (а де-факто - российском) авиационном комитете (МАК), который занимается расшифровкой "черных ящиков" с погибшего самолета. Прослушав записи бортовых самописцев, Клих сделал вывод, что пилоты президентского борта 101, подойдя к так называемой "точке принятия решения", решили садиться. Хотя смоленский аэропорт не оборудован системой наведения для "слепой" посадки и поэтому, не видя посадочной полосы в условиях сильного тумана, пилоты не имели права приземляться.
Как отмечает газета "Жеч Посполита", на самом деле расследование катастрофы в катынском лесу еще не завершено - пока что МАК лишь сделал достоянием гласности рапорт по результатам расшифровки первого самописца. Но, по словам господина Клиха, "имея седые волосы", он берет ответственность за такие заявления на себя, так как "общественность должна быть проинформирована". Также со слов Клиха выходит, что значительная часть вины за гибель 96 пассажиров "тушки" лежит и на главнокомандующем ВПС Польши Анджее Бласике, который в момент приземления находился в кабине пилотов и давал им какие-то указания.
Напомним, по сообщениям из лагеря "дешифровщиков", в кабину также заходил еще один посторонний человек, но это лицо пока что точно не установлено.
96 гробов - это все, что Россия передала Польше
Понятно, что такой вывод многим очень удобен: и российской стороне, с которой разом снимаются все обвинения, и нынешний польской власти, которая готова забыть не только о второй, а и о первой Катыни ради пылкого "мира-дружбы-жвачки" с Москвой. Польские СМИ уже пестрят комментариями о том, что система подготовки пилотов в стране вообще никудышная, "сами виноваты" и т.п. Притом никаких материалов относительно этой катастрофы, кроме 96 запаянных цинковых гробов, в Польшу так и не поступило - все до сих пор находится в Москве. Кстати, даже там все записи "черных ящиков" до сих пор не расшифрованы - они оказались гораздо худшего качества, чем ожидалось. И пока не обнародованы все выводы расследования с обеих сторон, подводить любые итоги рано.
И поскольку оценки уже звучат, и то весьма однозначные, в польском обществе вокруг них вспыхнула дискуссия. Возмущенный выступлениями Клиха министр внутренних дел Ежи Миллер заметил, что господину Эдмунду "захотелось медийной славы". А летчики негодующе встали на защиту своих покойных коллег с борта 101. Пилот польского правительственного самолета ЯК-40, который приземлился в том самом смоленском аэропорту за 79 минут до катастрофы Ту-154, заявил, что экипаж "тушки" не старался посадить машину в условиях сильного тумана, а лишь проверял возможность посадки.
"Из рапорта МАК выходит, что военный пилот несся, вопреки всем правилам безопасности, подвергая риску свою жизнь и жизни пассажиров. Теперь на нашу часть навесят ярлык сумасшедших. Но капитан (президентского самолета) Аркадиуш Протасюк был самым спокойным и уравновешенным человеком в мире, он никогда бы не сделал ничего вопреки процедуре!" - цитирует неназванного летчика из 36-го специального полка транспортной авиации "Газета выборча".
"Россияне сообщили, что была видимость (во время захода Ту-154 на посадку). Но не говорят о том, какую информацию об атмосферном давлении они передали экипажу "Туполева", - подчеркивает бывший военный летчик Михал Фишер, коллега погибшего генерала Бласика. - А это ключ к ответу на вопрос, почему они были так низко, ведь именно на основе информации о давлении пилот настраивает приборы, которые определяют высоту во время захода машины на посадку". Т.е. если предоставленные диспетчерами данные имели хоть незначительную погрешность, экипаж не знал точной высоты, на которой находился самолет.
Относительно присутствия командующего ВПС в кабине, то, по словам Фишера, "если бы генерал Бласик при таких обстоятельствах что-то и приказал пилотам – так это ни при каких обстоятельствах не садиться в Смоленске. Жаль, что он этого не сделал".
"Не верьте России!"
Пока Польша растерянно раздумывает над тем, кому верить (и кого избирать на президентских выборах 20 июня), группа российских диссидентов опубликовала в газете "Жеч Посполита" открытое письмо к польскому руководству. Подписанты - известные критики Кремля Александр Бондарев, Владимир Буковский, Виктор Фейнберг, Наталия Горбаневская и Андрей Илларионов - призывают Варшаву не доверять российской стороне единоличное расследование обстоятельств авиакатастрофы под Смоленском. По их мнению, Польша, предоставив такое право России, показала, что ей важнее наладить отношения с Москвой, чем узнать всю правду об "одной из страшнейших национальных трагедий".
"Создается впечатление, что, тогда как русская власть не заинтересована в выяснении всех причин катастрофы, польская власть заявляет о полной "открытости" российской стороны, фактически ничего от нее не требуя и терпеливо ожидая, пока из Москвы пришлют давно обещанные материалы. Кажется, польские друзья обнаруживают некоторую наивность, забывая, что интересы нынешнего российского руководства и народов соседних с Россией государств не совпадают", - подчеркивают авторы письма. И выказывают беспокойство тем, что "в таких условиях независимость Польши и сегодня, и завтра может оказаться под серьезной угрозой".
"Мы надеемся, что граждане Польши, которые ценят свободу своей страны, сумеют ее защитить. В том числе - и возле избирательных урн".
Напомним, ныне при власти фактически находится партия "Гражданская платформа", которая тяготеет к Кремлю - ее лидер Дональд Туск возглавляет правительство, а маршалок Сейма от "ГП" Бронислав Коморовський после гибели Леха Качинського исполняет обязанности президента. И именно он, согласно социологическим опросам, пока что является лидером президентских гонок, опережая Ярослава Качинського.
Все обвинения в наивности и тем паче заангажированности премьер-министр Туск категорически отвергает. И уверяет, что в скором времени Польша получит документы, которые касаются расследования "Второй Катынской трагедии", - тогда и будет делать и обнародовать свои выводы.
Перевод: Антон Ефремов