Главная цель программы модернизации российского правительства состоит в том, чтобы освободить экономику страны от нефтяной зависимости и сократить финансовую уязвимость при резких скачках цены на нефть. Для этого государству необходимо использовать свои собственные ресурсы, а также привлечь в страну иностранных инвесторов для помощи в создании новой и диверсифицированной индустриальной базы.
Чтобы это заработало, цена на нефть должна оставаться около текущих показателей в течение многих лет. Наиболее благоприятные возможности для долговременного роста существуют в секторах промышленности, не связанных с природными ресурсами, однако ключом к получению доступа к этим возможностям по-прежнему будет оставаться цена на нефть.
Желание инвесторов инвестировать свои средства в России – будь то новые сектора экономики или реализация грандиозной задачи, связанной с капитальным ремонтом инфраструктуры страны, - будет находиться в зависимости от того, как торгуется нефть. В годы бурного роста в последнее десятилетие наиболее значительный вклад в рост экономики был сделан секторами, не связанными с природными ресурсами. Однако те деньги, которые поддерживали экономическую ситуацию, необходимую для роста, были получены в виде налогов на углеводороды. Поэтому, когда в 2008 году цены на нефть обвалились, то же самое произошло с экономикой и стоимостью активов. Инвесторы еще долго будут об этом помнить.
Отсюда вопрос – какова правильная цена на нефть для России? Если она будет слишком низкой, то у государства не будет достаточно доходов для того, чтобы обеспечить свою долю в инвестиционных расходах. Если она поднимается слишком высоко, то в страну придет не инвестиционный, а спекулятивный капитал, при этом промышленность страны станет неконкурентоспособной, а правительство – благодушным.
Россия начала этот год с бюджетом, рассчитанным на основе цены на нефть марки Brent в 60 долларов за баррель. Рост внутреннего валового продукта, по оценкам, должен был составить 1,6 процента, а дефицит бюджета - 6,8 процента от ВВП. Теперь прогноз относительно цены на нефть пересмотрен и повышен до 78 долларов за баррель как на 2010, так и на 2011 год. Это позволило официальному прогнозу роста увеличиться до 4,0 процента на этот год, а предполагаемый дефицит бюджета сократился до 5,4 от ВВП.
Министр финансов Алексей Кудрин недавно заявил, что для безубыточности бюджета средняя цена на нефть должна равняться 97 долларам за баррель. Министр финансов осторожен в своих оценках. В бюджете не может быть такого большого дефицита, если цена на нефть окажется на 18 долларов выше первоначальных прогнозов. По оценкам Uralsib, ожидаемый рост ВВП составит 5,5 процента и может даже образоваться небольшой профицит, если использовать согласованный прогноз цены на нефть на этот год, который исходит из цены в 81 доллар.
Правительство скоро представит в парламент для одобрения скорректированный бюджет на 2010 год, а также предложения относительно 2011 года. Парламентские выборы в России будут проходить в декабре следующего года, и правительство пытается избежать до этого любого давления, связанного с расходами популистского характера.
Что касается инвесторов, то для них критический уровень цены на нефть варьируется в относительно широком диапазоне от 50 до 100 долларов за баррель. При средней цене на нефть в 50 долларов – чисто теоретически – дефицит бюджета, по мнению министра финансов, составит 8 процентов. Это приведет к дальнейшему сокращению финансовых резервов страны и потребует дополнительного финансирования за счет заемных средств. В действительности это наименее вероятный сценарий, так как министерство финансов очень хочет сохранить государственные резервы для покрытия обязательств по выплате пенсий.
Политики также не хотели бы слишком сильно залезать в долги по причине наследия дефолта 1998 года. На самом деле, средняя цена на нефть менее 75 долларов уже приведет к сокращению запланированного объема государственных инвестиций и участия государства в инфраструктурных проектах, а также отодвинет далеко в будущее достижение целей, намеченных в модернизационной программе.
Что касается положительной стороны, то низкие цены на нефть, вероятнее всего, заставят предпринять более серьезные усилия для привлечения иностранных инвестиций, а также ускоренными темпами проводить мероприятия по улучшению делового климата. При цене в 100 долларов за баррель инфляция вновь будет выражаться двузначными показателями, рубль значительно укрепится, а экономическая конкурентоспособность станет еще меньше. В таком случае также возрастут риски возвращения к тому благодушию, которое было характерно для правительства в течение большей части последнего десятилетия.