После многих лет общения в регионе с такими гигантами, как США и Россия, власти Грузии, похоже, вознамерились подключить к этой региональной геополитической игре нового участника – Иран.
В середине мая должностные лица Грузии и Ирана объявили о целом пакете инициатив. Помимо отмены визового режима для иранских граждан, желающих въехать на территорию Грузии, от Тегерана поступило предложение вложить средства в строительство ГЭС и импорт электроэнергии. Тбилиси же желает наладить с Ираном сотрудничество в области ветроэнергетики. В настоящее время данные предложения обсуждаются грузинским премьер-министром Никой Гилаури. Кроме того, Тбилиси пригласил посетить с визитом Грузию заклятого недруга Вашингтона, президента Ирана Махмуда Ахмадинеджада. В июне с визитом в Грузию может прибыть министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки для доработки деталей нового сотрудничества.
На первый взгляд, намерения Тбилиси, продекларированные в момент нарастания международной напряженности вокруг скандальной ядерной программы Ирана, могли застигнуть западных обозревателей врасплох, особенно учитывая тот факт, что администрация президента Михаила Саакашвили давно и прочно взяла проамериканский курс.
Грузинские власти настаивают, что их интересует исключительно расширение торговых связей, и они не предпринимают никаких шагов в дипломатической сфере. Углубление связей с Ираном "не идет вразрез с внешнеполитическими приоритетами Грузии, включающими в себя интеграцию в Евросоюз, упрощение визового режима [с ЕС] и вступление в НАТО", – заявила 24 мая замминистра иностранных дел Нино Каландадзе.
Каландадзе также отметила, что прежде чем выступить с подобными инициативами Тбилиси консультировался с Вашингтоном. "У нас имеются стратегические партнеры, такие как Соединенные Штаты, – отметила она. – Мы поддерживаем с ними постоянный диалог…Мы не думаем, что это создаст какие-то проблемы в грузино-американских отношениях".
Как подтвердил нам один западный дипломат, подобный диалог действительно имеет место. Правда, не вполне ясным остается вопрос, поддержал ли Вашингтон целиком и полностью грузинские инициативы или нет. Западный дипломат лишь отметил, что американские власти советовали Тбилиси не упускать из виду "более широкие перспективы" в своих связях с Ираном и не сосредотачиваться исключительно на том, что Тегеран может дать Грузии в плане развития торговли и туризма.
Отвечая на вопросы о грузино-иранских инициативах, официальный представитель посольства США Карен Роббли была сдержанна. Она отметила, что "вопросы, касающиеся визового режима, являются прерогативой Грузии". Вместе с тем она подчеркнула, что ситуация в области соблюдения прав человека и ядерная программа Ирана по-прежнему внушают Вашингтону глубокую обеспокоенность.
По словам одного из известных грузинских внешнеполитических аналитиков, Тбилиси, будучи осведомлен о приоритетах Вашингтона, все же должен делать все возможное, чтобы выжить в геополитическом "Бермудском треугольнике", который составляют Россия, Соединенные Штаты и Иран. "Грузия не может позволить себе держаться на расстоянии от своих больших соседей ради кого-то, особенно теперь, когда Россия превратилась в агрессора, – подчеркивает президент Грузинского фонда стратегических и международных исследований в Тбилиси Александр Рондели. – Нужны торговля, туризм, культурные связи".
Преимущество Ирана перед другими экономическими игроками составляют три момента: это местоположение, местоположение и еще раз местоположение. Доля расположенного в 300 км к югу Ирана в корзине грузинского импорта на настоящее время довольно скромна, правда, ввоз иранских товаров с каждым годом возрастает. По данным официальной статистики, в 2008 году объем ввозимых из Ирана товаров составил порядка 0,8 процента от общего объема импорта Грузии на общую сумму в 6,3 млрд. долларов. В Грузии все активнее приобретаются иранское сырье, мебель, бытовая техника, моющие средства и даже некоторые автомобили.
Исторические связи между странами также играют свою роль. Начиная с IV века, на протяжении определенных отрезков времени Грузия либо частично, либо полностью находилась под контролем Персии. Обратившись к России за защитой от персидских набегов, Грузия в итоге в 1801 году вошла в состав Российской империи.
Культурные связи между странами очевидны. Современный грузинский язык содержит множество заимствований из фарси. На грузинский, по словам доцента Тбилисского государственного университета востоковеда Георгия Лобжанидзе, переведено немало персидских литературных памятников. Помимо влияния на грузинскую поэзию, литературу и архитектуру, "иранское воздействие прослеживается и в отношении ряда культурных устоев, таких как крайняя учтивость по отношению к гостям", – отмечает он.
Имеются, однако, определенные признаки, что интерес Ирана к углублению взаимоотношений с Тбилиси распространяется за пределы торгово-культурного обмена. В последнее время Тегеран активно стремится расширить свое влияние в регионе, а также ищет пути установления новых торговых связей, пока ООН обдумывает вопрос об ужесточении экономических санкций в отношении этой страны.
Дипломатическая деятельность Ирана на Кавказе никоем образом не ограничивается Грузией. Ранее Иран уже отменил визовый режим с Азербайджаном, он развивает ключевые проекты в области энергетической безопасности с Арменией и намеревается построить железнодорожную магистраль, которая свяжет Иран с обеими этими странами. Иранские власти также предложили свое посредничество в урегулировании 22-летнего конфликта между Азербайджаном и Арменией вокруг Нагорного Карабаха.
Теперь, когда отношения горячей привязанности между Вашингтона с Тбилиси приобретают прагматический характер, а с Россией складываются из рук вон плохо, иранские власти могли усмотреть для себя возможность усилить влияние Ирана на Грузию. Общаясь с грузинскими журналистами 21 мая, посол Ирана Маджид Сабер напомнил о готовности Ирана помочь Грузии с поставками природного газа после взрыва в 2006 году двух российских трубопроводов. "США не помогли вам, когда вам это нужно было больше всего. Настоящая дружба проявляется в нужде", – заявил посол Сабер, сообщает информационный портал Civil.ge.
Грузинские аналитики, такие как Рондели, прогнозируют, что Вашингтон нехотя, но согласится на углубление связей между Тегераном и Тбилиси. "Вашингтон, возможно, и не в восторге от Ирана, но на прагматическом уровне американцы понимают, что Грузии нужно поддерживать хорошие отношения со своими соседями, – отмечает Рондели. – Иран является таким соседом, географию еще никто не отменял".
От редактора:
Георгий Ломсадзе является независимым журналистом из Тбилиси. Дополнительный материал для статьи предоставлен Молли Корсо.