На этой неделе Россия обратилась к Европе с просьбой поддержать смелый проект модернизазации страны, направленный на развитие не только традиционных газового и нефтяного секторов. Это однако не означает, что Москва временно отказалась от поиска энергетических партнеров. Просто-напросто Россия, кажется, предпочитает для этого типа сотрудничества союзников, более близких по географическому положению. Вот почему сегодня идеальной страной, у которой можно попросить инвестиции и технологические разработки, чтобы укрепить инфраструктуру, связанную с добычей нефти и газа в Сибири и одновременно расширить рынок экспорта, представляется Япония.
Инвестиции в Россию рискованны, и Токио несомненно об этом знает, но они имеют и свои многочисленные преимущества. Строительство газопровода и нефтепровода для перекачки нефти и газа из Сибири, которые соединили бы район добычи с районом Дальнего Востока на Тихом океане, сделало бы Владивосток основным портом на Японском море, что увеличило бы импорт энергоносителей, необходимый для экономического роста страны Восходящего Солнца и дало бы возможность при посредничестве Токио экспортировать нефть и газ в другие азиатские страны. При таком раскладе Япония оказалась бы в меньшей зависимости от энергоснабжения со стороны Ближнего Востока и повысила бы свой уровень безопасности благодаря местной нефтяной дипломатии.
Россия тоже хотела бы укрепить широкое энергетическое сотрудничество с Японией, так как новые финансовые вливания в Сибирь и в самые восточные регионы страны способствовали бы их росту, развитию и занятости населения.
И все же совершенно не очевидно, что японские предприниматели готовы перевести свои капиталы в Россию. В этом они очень похожи на европейцев. Они тоже боятся, что русский рынок дает слишком слабые гарантии.