Когда Виктора Януковича выбрали 7 февраля президентом Украины, его лозунгом было "Стабильность и реформы". В действительности же он осуществил впечатляющую консолидацию власти, в то время как реформы становятся все менее вероятными.
Янукович произвел глубокое впечатление, сформировав к 11 марта, за две недели после инаугурации, новое правительство, куда вошли сотни политических назначенцев. Он контролирует все: президентскую администрацию, парламент и правительство. На смену политическому тупику пришла всесокрушающая сила. Его новое правительство похоже на правительство периода 2002-2004 годов. В нем большие полномочия и власть делегирована крупным бизнесменам из восточной Украины, которые преследуют свои собственные цели.
Новоиспеченный президент быстро посетил с визитами Брюссель, Москву и Вашингтон. Его первая важная задача заключалась в снижении на 30 процентов цен на газ, поставляемый из России. И он 21 апреля преуспел в решении этой задачи, получив экономические льготы (скидка в цене на газ) в обмен на неэкономические преимущества (продление аренды военно-морской базы в Севастополе).
Вторая задача Януковича заключалась в принятии реалистичного бюджета на 2010 год, что было сделано без промедлений 27 апреля. Официально цифра бюджетного дефицита составляет 5,3 процента от ВВП.
Третья задача состоит в том, чтобы представить программу реформ на пятилетний президентский срок. Ожидается, что Янукович объявит о ней в среду. Некоторые реформы уже проводятся. В частности, принят важный закон о сокращении государственного регулирования, похожий на тот, что был принят в России в 2002 году, новый закон о национальном банке и закон о государственных закупках.
Но эти реформы кажутся малочисленными, менее значимыми и более медленными, чем ожидалось. Украина не ведет серьезных переговоров с Международным валютным фондом и с Евросоюзом. Без их содействия и участия реализовать реформы будет намного труднее. Януковичу пора начать действовать, налаживая с ними сотрудничество.
Похоже, новое правительство расслабилось от собственного высокомерия, чувствуя, что все идет как нельзя лучше. Недавно премьер-министр Николай Азаров заявил, что ВВП в апреле вырос на 8 процентов в годовом исчислении, а промышленное производство на целых 17,4 процента. Экономическое восстановление проходит легко, потому что ВВП в прошлом году упал на 15,1 процента, а предыдущее правительство решало проблемы кризиса за счет девальвации, бюджетных сокращений и финансирования МВФ. В конце прошлого года украинская экономика вновь начала демонстрировать положительную динамику роста.
Но экономический подъём на Украине крайне неустойчив. Фондовый рынок страны подскочил в этом году на 75 процентов, но затем все увеличение ушло в минус, так как на смену надеждам на скорое восстановление пришли опасения по поводу того, что МВФ не будет больше сотрудничать с Украиной. Кредитные операции украинских банков по-прежнему заморожены, а 30-35 процентов всех кредитов в стране не погашаются, и проценты по ним не выплачиваются. Новому правительству необходимо энергично проводить рыночные реформы для обеспечения экономического подъема и развития.
Украинское правительство заговорило о новом трехгодичном соглашении с МВФ о финансировании на сумму 19 миллиардов долларов, однако никаких переговоров не ведется – только консультации. Поскольку чрезвычайная финансовая ситуация Украине больше не грозит, МВФ ужесточает свои условия. Он будет помогать стране кредитами лишь в том случае, если Украина предпримет серьезные реформы в четырех областях: политика обменного курса, центральный банк, бюджет и энергетика.
В настоящее время МВФ устраивает только обменный режим на Украине, потому что обменный курс унифицирован, скорректирован по отношению к рынку и является плавающим. Инфляция снизилась с 31 процента в мае 2008 года до 9,7 процента в апреле. Ожидается ее дальнейшее снижение.
Правительство провалило собственный бюджет, повысив социальные расходы задним числом с января месяца. Оно приняло закон о социальных стандартах, против которого выступало предыдущее правительство. Только этот закон увеличил расходы на социальные нужды на 2,5 процента от ВВП, в то время как весь мир их сокращает. Правительство также не готово к корректировке астрономических пенсионных расходов. МВФ хочет, чтобы правительство сократило бюджетный дефицит примерно на 3 процента ВВП, но оно на это не идет. У Украины нет средств для покрытия данного дефицита.
Ключевое требование МВФ и ЕС – это проведение энергетической реформы с отменой ценовых льгот, усилением открытости энергетического сектора и совершенствованием управления. МВФ и ЕС хотят, чтобы Украина отделила свою газотранспортную систему от "Нафтогаза", повысила порой искусственно занижаемые цены на газ и приняла закон о газовом рынке. Газовый сектор остается ключевым источником получения ренты. Но добившись снижения цен на российский газ, новое правительство, очевидно, решило ничего больше не делать. Новый закон об украинском центробанке прорабатывается, но вопрос сегодня заключается в том, станет ли банк в результате его принятия независимым и прозрачным, будет ли положен конец практике работы в его правлении крупных бизнесменов, а также действиям, обеспечивающим рефинансирование их предприятий.
Сегодня Украине по сути дела не нужно финансирование МВФ. Ее резервы весомы, составляя 26,4 миллиарда долларов, то есть, почти четверть ВВП; а текущие счета сбалансированы. Но иностранные бизнесмены не будут вкладывать инвестиции в Украину, если увидят, что правительство настолько не хочет проведения реформ и усиления открытости экономики, что выступает против соглашения с МВФ. Банковская система может столкнуться с очередной волной вывода средств со счетов, если люди поймут, что центробанк служит интересам лишь небольшой кучки крупных бизнесменов. МВФ не нужно финансировать Украину, если она готова поддержать весомые реформы. А без одобрения МВФ Всемирный банк мало что может сделать на Украине.
Отношения Украины с ЕС, похоже, намного хуже. Брюссель обвиняет украинское правительство в том, что оно хочет от Евросоюза обширного меню с выбором блюд, и считает это оскорблением для себя. Соглашение между ЕС и Украиной от 23 марта 2009 года о модернизации газотранспортной системы, похоже, почило в бозе. Украине давно уже пора вести переговоры с Европой по соглашению об ассоциации, но европейцы все больше отворачиваются от Киева, не видя серьезного стремления к проведению весомых реформ, а также проявляя обеспокоенность по поводу непрекращающихся обвинений в нарушении прав человека.
Пока это только начало, но новое украинское правительство должно понять, что ему необходимо тесно сотрудничать с МВФ и ЕС, дабы вывести страну из серьезнейшего экономического тупика. Ему надо делать это прямо сейчас, когда оно выдвигает свою программу реформ.
Андерс Аслунд - старший научный сотрудник Института международной экономики имени Петерсона (Peterson Institute for International Economics), автор книги "How Ukraine Became a Market Economy and Democracy" (Как Украина стала рыночной экономикой и демократией).