Если набрать в поисковой строке Google слово «спутник», вы получите четыре миллиона результатов. Если набрать его на кириллице - семь миллионов. Любопытно, что как первый спутник, так и поисковая система были изобретены русскими. Разница лишь в том, что в 1957 году Советский Союз стремился соперничать с Соединенными Штатами за технологическое первенство, тогда как в настоящее время Россия с завистью смотрит на Америку, задающую тон в сфере новых технологий, пусть даже за счет потенциала людей со всего света. Одним из таких является Сергей Брин, ребенком уехавший с родителями из Москвы и ставший одним из гениев Интернета. Создатель Google родился в Советском Союзе в 1973 году, когда страна еще переживала смерть Сергея Королева – отца программы освоения космоса, скончавшегося семью годами ранее.
Это могла бы быть история двух Сергеев, если бы не стремление России вновь стать сверхдержавой. Военной и экономической. Президент Дмитрий Медведев планирует построить рядом с Москвой Инноград – город инноваций. В этой связи в страну были приглашены инвесторы, которым не чужды риски вложения в компании, создающие новые технологии, подобно той, которую Сергей Брин и его друг Ларри Пэйдж основали в Силиконовой долине в 1998 г. Тот проект получил название «гугол» - термин, использующийся для обозначения числа 10 в 100 степени. Кстати говоря, несмотря на схожее звучание, у этого слова нет ничего общего с писателем Николаем Гоголем, оно было изобретено девятилетним племянником американского математика Эдварда Казнера.
В последние годы Холодной войны Советский Союз уже по всем направлениям проигрывал Америке. Решающий удар по коммунистической системе был нанесен проектом Звездные войны. Однако наименьшее внимание развитию науки уделялось уже в постсоветской России. В период затянувшегося экономического кризиса, резкого демографического спада и войны в Чечне новые хозяева Кремля перестали замечать науку. Когда началось экономическое восстановление за счет бума газовой и нефтяной отрасли, о технологическом развитии тоже мало кто вспоминал. Наиболее известные российские марки за рубежом – только «Лада» и «Калашников», причем обе известны скорее своей прочностью, нежели технологичностью. Что же касается чемпионата новых патентов – то здесь Россия не попадает даже в первую десятку – 569 в 2009 г. – в 80 раз меньше, чем в США.
«В Силиконовой долине мы мало говорим о политике, чаще о продукции и технологиях», - рассказывает один из инвесторов, посетивших Москву. Сам по себе проект Инноград не решит ни одной из российских трудностей. Новые идеи должны возникнуть от вдохновения, а не путем навязывания сверху, как это обычно происходит с тех пор, как Медведев и премьер-министр Владимир Путин встали у власти.
И все же, как решить эту головоломку? Как достигнуть хотя бы того уровня инновационного развития, который существовал в лучшие годы советского периода, когда мотивацией была идеология? Возможно, нынешним властям в Москве стоит спросить совета у Алексея Пажитнова – россиянина, работавшего в Академии наук Советского Союза и изобретшего в 1984 г. игру «Тетрис». Сегодня он живет в Америке и по-прежнему отлично «складывает кубики».