Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана провалился. Экономика заборов победила экономику мостов. Логика самоизоляции оказалась выше логики партнерства. Эмоции лидеров и олигархов взяли верх над интересами обыкновенных людей. Философия конфликта победила идеологию сотрудничества. Беларусь действиями Вертикали оказалась на пороге волны торговых конфликтов с Россией, в самоизоляции, вне ВТО, Совета Европы и с замороженным статусом в «Восточном партнерстве». Это тотальный провал всей внешней политики.
Вместо реализации национальной идеи «дружить со всеми» белорусские власти сделали ставку на принцип «конфликтовать со всеми». С Россией ссоримся из-за нефти, газа, сахара, молока и десятков других товаров. С Литвой не можем договориться по АЭС и по границе. С Украиной почти за двадцать лет так и не смогли решить проблему небольшого долга. С Польшей конфликтуем по поводу Союза поляков. Список проблемных вопросов с Европейским Союзом насчитывает не один десяток пунктов. Национальные интересы страны оказались в плену очень опасной идеологии заборов, засовов и запретов.
Не склеилось, не срослось
За что бы ни брались политики на постсоветском пространстве, неизменно получается СН-Г: много «пустых» командировок чиновников, тысячи страниц принимаемых документов, обещания показать кузькину мать Европейскому Союзу — и смысловая пустота. Примелькались интеграционные инициативы и аббревиатуры. СНГ, ЕврАзЭС, ЕЭП, ОДКБ — в глазах рябит, а в голове – гулкий вакуум. От интенсивного потока бессмысленных слов. От юридической казуистики и медийной келейной корректности. От постмодернизма в политике и двойных стандартов в экономике.
Не склеилось у Беларуси и России так называемое союзное государство. Не получилась единая валюта. Не «сросся» таможенный союз. Не работают в одном режиме провода, трубы, рельсы и дороги. Нет единых дипломов, страховки, норм и стандартов для товаров и услуг. Зато есть бесконечная череда нареканий, претензий и конфликтов. Есть растущее раздражение бизнеса и власти. Есть устойчивый спрос властных политиков на внешнего врага, козла отпущения и мальчика для битья, желательно в одном флаконе.
Экономика заборов
Экономика заборов имеет свою философию, логику развития, своих сторонников и бенефициаров. Естественно, есть и жертвы такой модели. Философия экономики заборов подкупающе проста. Она нужна для того, чтобы люди поверили в невероятное, чтобы начали называть черное белым, не доверять друг другу.
Многие думают, что философия экономики заборов – «не пущать». Это не так. На самом деле она определяется так: «В общем не пущать, но в особых случаях, если кто-то важный попросит, когда стране нужно, если никто не узнает, тогда — пущать».
«Люди по своей натуре подлецы и мошенники. Особенно если они в бизнесе. Особенно если этот бизнес иностранный. Разоблачить товарный заговор, защитить потребителя от фальшивки/подделки может только наделенный большими полномочиями, всемогущий (никакого там разделения властей), всезнающий (ВАК знает, кому присуждать научные степени) и всевидящий (контрольные органы не спят)государственный служащий. Частокол государственных служащих. И еще. Потребитель глуп, не знает и без посторонней помощи не может узнать, что скрывается за красивой оберткой, кричаще красивой рекламой и PR-акциями, завлекающими в товарные сети гипермаркетов».
Такова философия экономики заборов. Ее сторонники предписывают нам идти буквой «З» там, где логика и здравый смысл подсказывает шагать по прямой. Дешевле и проще, но философы, ссылаясь на историческую целесообразность, национальные интересы и экономическую безопасность, не оставляют нам выбора. И мы едем в Варшаву через Киев.
Развитие экономики заборов, засовов и запретов предсказуемо. Сначала в уши людей вводится мысль, что «наше» — лучшее. Этот тезис предписывается принять на веру. Потом вводятся импортные таможенные пошлины. Их высота зависит от близости отечественных лоббистов к власти и от слабости последней в отношении несопротивления этому давлению. Для разнообразия, придания наукоподобия и всезнания политике активно используются квоты, сертификаты, разрешения, лицензии, особые режимы таможенной очистки, приказы размещать импортные товары на самых плохих местах на полках магазинов или вообще их не закупать. Бывает и такое, что возникают проблемы с покупкой валюты для оплаты контрактов по импорту.
Принцип «не пущать чужое» реализуется также через предоставление бюджетной помощи отдельным отечественным производителям, особые налоговые режимы, приказы покупать только местное, рассчитываться в первоочередном порядке с отечественными поставщиками, посредством льготной аренды, включения в инновационные программы и госзакупки. Чиновники, вооруженные до зубов всеми этими видами торгового «оружия», очень часто закладывают фундамент уже настоящих войн.
Все делается для того, чтобы, с одной стороны, руками чиновников увеличить издержки «ненаших», а с другой, — за счет налогоплательщиков поддержать «наших». Заметим, кто «наши», а кто «ненаши» решают не сами люди, голосуя рублем/долларом/евро, а распорядители чужого. Цивилизованные люди справедливо и обоснованно возмущаются по поводу расовой, религиозной или половой дискриминации. Экономика заборов, засовов и запретов – это форма товарной дискриминации исключительно по признаку страны происхождения товаров.
Бенефициарами экономики запретов являются, безусловно, все те люди, которые согласовывают, готовят и подписывают постановления, распоряжения или указы, кто попадает в список льготников или защищенных от непредсказуемости спроса «дикого рынка» поставщиков, кто входит в касту «стратегически важных». Зачастую эта важность и стратегичность определяется не количеством заплаченных в бюджет налогов, созданных за свой счет рабочих мест, не объемом прибыли и дивидендов для акционеров, а объемом получаемых из бюджета денег.
Жертвами экономики заборов являются обыкновенные люди. У каждого из нас есть своя, уникальная шкала идентификации товаров как «мой» или «не-мой». Для меня «мой» — это высокое качество, разумная цена, доверие к бренду, обслуживание с улыбкой и инновационность. Вдвойне приятно, когда этот товар делает твой соотечественник. За него даже при прочих равных можно переплатить 15%. «Не-мой» товар – это тот, что быстро ломается, обезличенный, нефункциональный и неэстетичный.
Авторы и промоутеры проекта «Таможенный союз Беларуси, России и Казахстана», как и таможенного союза Беларуси и России, – сторонники экономики заборов. Как и любые другие сторонники экономики заборов, это люди с глубокими личными комплексами, чувством местечковой неполноценности и презрением к достижениям и талантам. Поэтому они и провалились. Результатом является угроза возведения еще более мощных заборов на пути перемещения белорусских товаров на российский рынок.
Экономика мостов
Экономика мостов – это экономика сотрудничества, партнерства и единых правил игры. Это когда нет юридического словоблудия относительно свободной торговли, а есть торговля без шлагбаумов, таможенных постов, статистических или таможенных деклараций. Это когда белорусский, литовский, польский или российский товар на равных конкурируют на полках наших, московских, киевских или варшавских магазинов.
Экономика мостов – это безусловное выполнение принятых на себя обязательств. Раз договорились на мосту не строить шлагбаумов, не класть «спящих» полицейских или таможенников, значит, строить нельзя. Ни нам, ни им. У нас с Россией получается совсем иначе. И мы, и они нагородили барьеров – каждый на своей стороне моста. При этом на частых встречах клянемся друг другу в вечной дружбе и любви, подписываем очередные интеграционные инициативы, разъезжаемся по домам — и еще больше захламляем наш общий мост.
По-хорошему, надо было бы взять бульдозер и очистить мост от административного и законодательного хлама, который блокирует наш общий путь для перемещения товаров, услуг, денег и рабочей силы. К сожалению, правительства Беларуси и России не имеют политической воли это сделать. Никто не хочет быть первым. Гордыня заела. Очевидно, белорусско-российский мост не работает, когда стороны не доверяют друг другу. Сегодня его перегородили нефтяные и газовые трубы. На этих трубах дружбу и партнерство не построишь. Как известно, по трубам и проводам потребительские товары не перевезешь. Ситуация накалилась до такой степени, что, кажется, будь у нас с Россией общая канализационная труба, — и ее попытались бы заблокировать потерявшие голову в конфликте чиновники и политики. В дерьме были бы по уши, но со своей «железобетонной» позиции не сошли бы.
По тем же причинам у Беларуси нет надежных торговых мостов с высокой проходимостью в Украину и страны ЕС. Складывается ощущение, что не только ширина ж/д рельсов у нас разная, но и торговые пути несовместимые. Осталось только для еще большей надежности национальных интересов ввести в Беларуси свои правила дорожного движения и заставлять иностранцев уважать наше особое, суверенное мнение.
Наши предки тысячи лет назад договаривались между собой и создавали надежные торговые пути типа шелкового или из варяг в греки. Мы же сегодня по-прежнему настолько отравлены марксистской идеологией, средневековым меркантилизмом, что даже колбасный, автомобильный, лекарственный торговые пути наладить не можем. Видим вокруг врагов, которые якобы только и норовят нас обмануть, отравить или разорить. А еще гостеприимными прикидываемся.
Обыкновенные белорусы – просто душки. Все, что в холодильнике, поставят на стол гостю, даже в свою спальню пустят, а сами переночуют в прихожей. Но куда все это девается, когда эти же люди получают должности в системе госуправления? На бытовом уровне мы прекрасно понимаем ценность хорошего соседа, а вот в экономической политике позволяем себе непозволительное хамство и высокомерие. В магазине мы выбираем качественные, надежные товары. Редко кому в голову приходит мысль купить «Саманд» или призвать власти вернуться к производству «Запорожца». А на уровне государственной политики мы терпимы к финансированию именно таких архаичных производственных проектов позавчерашнего дня.
Беларусь страдает от экономики заборов. Беларуси нужна экономика мостов. Беларусь мучается от экономики углеводородов. Беларуси нужна экономика мозгов.