Россия играет активную, но не всегда понятную роль в решении двух давних проблем - корейской и иранской, которые неожиданно обострились в конце мая.
Две давние проблемы - межкорейские отношения и иранская ядерная программа - неожиданно обострились в конце мая. Именно эти темы будут обсуждаться в ходе визита главы МИД РФ Сергея Лаврова в КНР (3-5 июня).
Нынешнее обострение межкорейских отношений связано с гибелью 26 марта 2010 года корабля "Чхонан" ВМС Республики Корея. Международная комиссия, работавшая по запросу Южной Кореи, полагает, что корабль был уничтожен тяжелой торпедой, выпущенной с мини-подлодки КНДР. Россия, чтобы иметь право делать собственные выводы, направила в Сеул четырех своих экспертов по подлодкам и минно-торпедному делу. Эта комиссия к 7 июня должна оценить материалы международного расследования причин гибели корабля.
Какую роль может сыграть сейчас Россия?
Отвечая на этот вопрос, Ханс-Иоахим Шмидт (Hans-Joachim Schmidt), эксперт Гессенского фонда исследования мира и конфликтов, в интервью Deutsche Welle подчеркнул, что до сих пор Россия играла, скорее, второстепенную роль в решении спорных проблем, связанных с Кореей. В основном Россия пытается, насколько это возможно, ограничить влияние Китая на КНДР и оживить отношения между Северной и Южной Кореей, считает Шмидт.
Россия, судя по заявлениям ее политиков, не исключает, что по линии Совбеза ООН могут быть применены определенные меры воздействия на Пхеньян, если будет доказана причастность Северной Кореи к потоплению южнокорейского корвета.
Немецкий эксперт подчеркивает, что Россия одна не может ничего решить - здесь важно единодушие членов СБ. И основную роль играет Китай, который выступает против дальнейшей эскалации напряженности на Корейском полуострове.
Россия оказалась перед дилеммой
Ханс-Иоахим Шмидт видит основную опасность сейчас в том, что любое военное столкновение в регионе может привести к дальнейшей эскалации конфликта между Северной Кореей и Южной, а это может создать новые проблемы и для стран, имеющих с ними договоры о военной взаимопомощи. Как известно, за спиной Южной Кореи стоят США, а у КНДР существуют договорные отношения с Россией.
Россия находится в двойственной ситуации: с одной стороны, действуют обязательства, вытекающие из договора 1961 года, и Россия в случае нападения на КНДР должна помочь ей силой, с другой стороны, как напоминает Ханс-Иоахим Шмидт (Hans-Joachim Schmidt), Россия очень заинтересована в том, чтобы КНДР не развивала свое ядерное оружие. Поэтому Россия оказалась перед определенной дилеммой.
Проблема заключается в том, что КНДР может попытаться воспользоваться этим конфликтом для ускорения ракетных и ядерных исследований. Чтобы помешать этому, и обсуждается предложение о созыве Совета Безопасности, который мог бы вынести дополнительные санкции против КНДР и помешать развитию ее ядерной и ракетной программ.
В повестке дня бесед Лаврова в Пекине - и иранская проблематика
По словам Андрея Нестеренко, официального представителя МИД России, обе страны, придерживающиеся очень близких оценок, исходят из того, что разрешение проблем, связанных с наличием у Тегерана ядерной программы, должно быть нацелено исключительно на нераспространение ядерного оружия и возвращение иранской стороны к продуктивному сотрудничеству с мировым сообществом и МАГАТЭ. Правда, говорить о возвращении к сотрудничеству вряд ли можно.
По мнению немецкого политолога Ханнеса Адомайта (Hannes Adomeit), до осени 2009 года Россия и Китай успешно помогали Ирану избегать каких бы то ни было международных санкций. Более того, Россия способствовала и освоению Ираном ракетных и космических технологий, и строительству ядерных комплексов. Иран и Россия всегда уверяли, что это делается в чисто гражданских целях, но, получив соответствующие политические установки, иранские специалисты, по словам Адомайта, могут без труда использовать эти ядерные установки в военных целях.
Москва последовательно отказывалась видеть в Иране государство, дестабилизирующее ситуацию на Ближнем и Среднем Востоке в регионе. Причин этого, по мнению Адомайта, несколько, в частности экономические - в интересах Газпрома, Росатома и ВПК. Кроме того, российские специалисты по Ирану, говорит Адомайт, постоянно исходили из того, что ядерная программа Ирана для России не опасна, что муллам нужна не сама бомба, а только техническая возможность ее создать, чтобы Израиль и Пакистан видели в Иране серьезного соперника в борьбе за статус региональной сверхдержавы. У россиян был и такой аргумент: мол, переубедить или остановить мулл невозможно, так что появление у них ядерного оружия - это лишь вопрос времени.
Россия перестала быть для Ирана дружественной державой
Лишь осенью 2009 года стало ясно, как далеко зашел Иран. МАГАТЭ и западные спецслужбы доказали намерение Тегерана расширять свою ядерную программу с учетом военно-стратегических интересов. После этого, по мнению Адомайта, России стало сложнее противостоять санкциям.
С этим согласен и берлинский политолог Александр Рар (Alexander Rahr). Он подчеркивает, что Россия все больше переходит на позиции Запада, а Иран на это реагирует достаточно агрессивно, допуская небывалые выпады в адрес России.
"Ахмадинежад фактически назвал Россию вражеским государством. Поэтому Западу сейчас уже нельзя критиковать Россию за то, что она ведет двойную игру. Но смогут ли совместные санкции - даже если к ним подключится Китай - остановить ядерную программу Ирана? Это большой вопрос", - говорит Александр Рар.