В ночь на 31 мая израильский спецназ провёл операцию с целью не допустить доставки гуманитарной помощи в сектор Газа. Операция закончилась кровопролитием и вспышкой антиизраильских настроений в мире.
«Флотилия свободы» из семи судов направлялась в сектор Газа из Турции. Заявленный груз – гуманитарная помощь для жителей блокированного израильскими военными сектора Газа. Среди пассажиров – несколько сотен правозащитников из стран Европы и Ближнего Востока, включая обладательницу Нобелевской премии мира 1976 года Мейрид Корриган (Mairead Corrigan) и двух депутатов Бундестага от партии «Левая» Инге Хёгер (Inge Hger) и Аннетта Грот (Annette Groth). Это была девятая экспедиция, организованная Движением за свободный сектор Газа после того, как израильские власти в 2007 году, после прихода к власти движения ХАМАС, ввели блокаду конфликтного региона. Из предыдущих восьми пять оказалось успешными, гуманитарная помощь была доставлена по назначению. Взгляды Израиля и большинства других стран мира на то, насколько успешной оказалась девятая экспедиция, расходятся.
Израильское правительство всегда противостояло попыткам прорвать блокаду региона, указывая, в основном, на то, что жителям сектора Газа поступает достаточно гуманитарной помощи по каналам ООН, а также и от самого Израиля. А допускать существование морской лазейки для контрабанды оружия Израиль не намерен. Поэтому, как только стало известно о начале очередной экспедиции «Флотилии свободы», министр иностранных дел Авигдор Либерман резко выступил против действий правозащитников, назвал их провокацией и заявил, что Израиль не допустит прорыва блокады «любой ценой» (смотри прошлый номер «РГ/РБ»).
Разумеется, Либерман вкладывал в свои слова какой-то иной, не включающий в себя кровопролитие смысл, однако после операции израильского спецназа именно эти два слова стали для большей части планеты свидетельством того, что Израиль изначально был готов допустить человеческие жертвы, лишь бы не позволить правозащитникам прорвать блокаду сектора Газа.
Но всё же намерения израильских властей были иными. «Любой ценой» означало в их планах, что если суда флотилии не удастся повернуть назад, их под конвоем доставят в порт Ашдод, где груз будет проверен, а всех пассажиров задержат и предложат им на выбор арест или депортацию из страны.
К судам с правозащитниками и гуманитарным грузом на борту (их к тому времени было шесть: один корабль из-за поломки остался в порту Кипра) направили несколько военных катеров. Вечером 30 мая они вышли на связь с капитаном флагманского судна «Мави Мармара» и приказали всем под конвоем следовать в порт Ашдод. В случае невыполнения приказа правозащитникам пригрозили высадкой спецназа. «Флотилия свободы» проигнорировала требование, и в 2 часа ночи в небе появились вертолёты с израильскими военными.
На то, как проходила операция и почему в ходе неё погибли люди, есть две точки зрения. По версии арабского телеканала «Аль-Джазира», корреспонденты которого участвовали в экспедиции, якобы бойцы спецназа напали на судно и начали стрелять по пассажирам. Израильские военные, в свою очередь, всю вину списывают на самих правозащитников, якобы те специально нарывались на конфликт, потому что их истинной целью было не доставить гуманитарную помощь, а привлечь внимание мира к ситуации в регионе, где «злому» Израилю противостоят «мирные» защитники прав человека. Как утверждает военное руководство, пассажиры «Мави Мармара» первыми напали на спецназ с ножами, железными штырями и палками, отняли у солдат оружие, после чего и началась перестрелка. В результате вооружённого столкновения погибли, по разным данным, от 10 до 19 человек из числа тех, кто находился на судне, и один спецназовец.
На чьей стороне правда, узнать пока не представляется возможным. Доверять «Аль-Джазире», пусть и имевшей непосредственный контакт с находящимися на атакованном судне, западное общество не готово.
Что касается пассажиров «Флотилии свободы», подавляющее их большинство (по данным информационного агентства AFP, 480 человек) по прибытии в порт Ашдод были взяты под стражу. Несколько десятков активистов были депортированы из Израиля. В частности, в Берлин во вторник утром вернулись пять человек, в их числе депутаты Инге Хёгер и Аннетта Грот. В Ашдоде на данный момент под стражей остались ещё шестеро немецких граждан.
Многие страны мира, Совет Безопасности ООН и Лига арабских государств резко осудили действия Израиля. По Европе, США, Африке, Азии и ряду стран Южной Америки прокатилась волна протестов против действий Израиля с требованием снять блокаду сектора Газа. Канцлер Германии Ангела Меркель (Angela Merkel) выступила 31 мая с заявлением о необходимости всестороннего независимого расследования произошедшего столкновения и предупредила о недопустимости срыва процесса мирного урегулирования на Ближнем Востоке. Президент Палестинской автономии Махмуд Аббас (Mahmud Abbas) назвал произошедшее резнёй, но, надо отдать ему должное, не поддался эмоциям и заявил, что не намерен прекращать мирные переговоры.