«Беларусь и мир: геополитический выбор и безопасность сквозь призму экономики и культуры» - такова тема очередного опроса Белорусского института стратегических исследований (BISS Литва) и аксиометрической лаборатории НОВАК. В конце опубликованного 11 мая пресс-релиза авторы выражают надежду, что «данные и выводы исследования будут полезны в работе самого широкого круга заинтересованных лиц, в частности аналитического сообщества, политических сил и в особенности кандидатов в президенты, в чьих программах важная часть будет уделена вопросам внешней политики и экономики».
Признаюсь, относительно кандидатов в президенты есть некоторые сомнения, и причина сомнений не в качестве представленных результатов (с этим как раз все в порядке), а в отсутствии интереса со стороны данных персон к информации подобного рода.
Оппозиция никогда не испытывала потребности в реальных знаниях о белорусском обществе
Оппозиция никогда не испытывала потребности в реальных знаниях о белорусском обществе, и это неслучайно. Дело в том, что любое общество довольно сложно устроено, и уже в силу этого политика простых решений не срабатывает. Тем не менее, существуют «победные сценарии», образцовые по своей простоте, без наличия которых сегодня невозможно представить многочисленных претендентов на президентское кресло.
Мне возразят: социальная «картинка» в головах представителей власти также предельно проста, что не мешает государственным мужам на протяжении вот уже шестнадцати лет разрабатывать и реализовывать реальные «победные сценарии». Всё верно, но перед властью и оппозицией в Беларуси стоят принципиально разные задачи. Власти для своего самосохранения требуется удерживать общество в привычном для него состоянии, а потому политика «от жизни» сплошь и рядом оказывается эффективной. Задача оппозиции («Беларусь - в Европу!») не может быть решена без смены культурной парадигмы общества.
Государственная пропаганда создаёт своим противникам образ экстремистов
Обратимся к результатам исследования: 41,9% белорусов полагают, что цензура СМИ допустима в целях препятствия распространению экстремистских и антигосударственных идей. Еще 30,9% не определились в своем отношении к цензуре. Если учесть, что официальная пропаганда, технический ресурс которой существенно превосходит ресурс оппозиции, постоянно представляет деятельность своих политических оппонентов как экстремистскую и антигосударственную, то возможность реализации победных сценариев оппозиции оказывается под сомнением. Политик, воспринимаемый в качестве экстремиста, не имеет шансов установить доверительную коммуникацию с обработанным государственной пропагандой электоратом. Качество его программы при этом не имеет никакого значения.
Традиционализм белорусов ярко проявляется и становится основной «идеологией»
Несовременность белорусского общества, его традиционализм проявляется особенно ярко в отношении к гражданам нетрадиционной сексуальной ориентации: 62,7% респондентов полагают, что гомосексуализм должен быть запрещен и его необходимо наказывать согласно уголовному кодексу, как в советское время. Казалось бы, в преимущественно православной Беларуси, в отличие от католической Польши, подобной нетерпимости должно быть меньше, учитывая ещё и тот факт, что государственные СМИ данной теме особого внимания не уделяют.
Но каким образом подобная нетерпимость сочетается с толерантностью, якобы свойственной белорусам? После краха советской идеологии в условиях всеобщей дезорганизации образовался вакуум, довольно быстро заполненный традиционализмом, стержнем которого является жажда «порядка». Социолог Юрий Левада отмечал, что «как только человека освободили, он бросился назад, даже не к вчерашнему, а к позавчерашнему дню. Он стал традиционным, он стал представлять собой человека допетровского, а не просто досоветского».
Власть неограниченно манипулирует общественным мнением
В этой связи не кажется убедительным вывод авторов исследования о том, что белорусское общество в гораздо большей степени готово принимать «политические» европейские ценности (уважение политических и гражданских свобод), чем «культурные» (уважение к личной автономии, выбору стиля жизни, веры, манеры поведения, ориентации и т. д.). Действительно, при формальном сравнении ответов на «политические» и «культурные» вопросы вывод авторов правомерен. Например, доля сторонников ограничения деятельности оппозиции меньше доли тех, кто высказывается против таких ограничений (32,8 % vs 36,0 %).
Политическая «продвинутость» белорусов не в последнюю очередь порождена государственными СМИ. Формулируя вопросы, исследователь должен четко представлять себе теоретическую модель, в рамках которой он будет интерпретировать результаты ответов. Сформировавшийся в Беларуси за годы независимости политический режим можно смело отнести к режимам имитационной демократии. Слова «выборы», «воля народа», «парламент» и т. п. постоянно присутствует в выступлениях высших беларусских чиновников. Поэтому не стоит удивляться, что в марте 2009 г. 24,7 % респондентов (опрос НИСЭПИ) были уверены в том, что страна развивается в направлении демократии.
Анализируя результаты исследования, эксперт BISS Денис Мельянцов постоянно обращает внимание на практически неограниченную возможность власти манипулировать общественным мнением. С этим не поспоришь, тем более что общественного мнения как института в Беларуси не существует. Всё, что «ловят» социологи в ходе опросов, - это отголоски медийных событий. Но тут требуется ремарка. В расколотом белорусском обществе у государственных и негосударственных СМИ имеются свои аудитории, в рамках которых они и манипулируют общественным мнением. Выход же на чужое информационное «поле» ограничен.
Европейские ценности в Беларуси формируются не при помощи турпоездок в Европу
Приведу еще один вывод, сделанный авторами исследования: «Доступ к альтернативным источникам информации о ЕС и возможность свободно путешествовать по Евросоюзу повышает проевропейские настроения во всех без исключения социальных группах на 20-30 %». Казалось бы, данный вывод очевиден, особенно в рамках предыдущего рассуждения по поводу влияния СМИ на общественное мнение. Так и представляешь себе «гуляющего» по интернету белоруса, который по воле случая попадает то на государственный, то на альтернативный источник информации. В зависимости от того, как легла информационная фишка, у него начинают формироваться соответствующие настроения.
В этой связи в очередной раз можно процитировать замечательную книгу американских экономистов Луиджи Зингалеса и Рагхурама Раджана «Спасение капитализма от капиталистов»: «Птицы улетают с железнодорожных путей, когда приближается поезд. Улетающие птицы и приближающийся поезд - коррелирующие события, но первое не влечет за собой последнее. Если мы не определим направление причинно-следственной связи, корреляция, которую мы наблюдаем, может подать странные идеи».
Когда белорусы выходят в интернет или покупают общественно-политическую газету, то делают они это не произвольно, а под влиянием сформировавшихся в ходе всей прожитой жизни предубеждений. Сквозь призму этих предубеждений и стереотипов и оценивается информация, в том числе и о Европе.
Разумеется, совершив выбор в пользу определенного источника информации, человек начинает формировать «своё» мнение под влиянием прочитанного, но это уже другая история. Всё сказанное справедливо и по отношению к оценке влияния альтернативных источников информации о ЕС и поездок в Европу на формирование проевропейских настроений в Беларуси.