Беньямин Нетаньяху не соглашается на проведение международного расследования израильской военной акции в отношении «Флотилии Свободы». Как и после операции «Литой свинец» в Секторе Газа, Израиль отвергает возможность проведения расследования ООН: Израиль не будет сотрудничать и не признает результатов. Несмотря на давление со стороны Барака Обамы, израильский премьер-министр также не соглашается на проведение внутреннего расследования под наблюдением американского представителя. При этом он изъявляет готовность ослабить военно-морскую блокаду сектора Газа и допустить туда международных наблюдателей.
Идея изменить тип блокады и открыть берега Газы для судов, которые, по мнению Израиля, не будут нести на своем борту вооружение и военную технику, сама по себе не нова.
Израильское правительство уже определенное время взвешивает различные варианты, и события прошлого понедельника могут оказать решающее влияние на принятие решения. Нетаньяху сообщил Вашингтону, что готов согласиться на «разумные предложения» в плане изменения типа блокады и не отказывается приема миссии международных наблюдателей.
Но при этом он не собирается хоть как-то изменять режим блокады на сухопутных границах Израиля.
Дело приобретает непростой оборот, поскольку Израиль уже давно пытается добиться того, чтобы ответственность за происходящее в секторе Газа (за исключением поставок оружия) и его несговорчивых руководителей из движения ХАМАС была возложена на Египет (контролировавший Газу с 1948 по 1967 год) и, возможно, на какую-либо международную организацию. Тель-Авив преследуют при этом две цели: отвести от себя обвинения в гуманитарной катастрофе и не допустить объединения палестинцев сектора Газа и Западного берега реки Иордан.
В том же, что касается расследования нападения на флотилию, доставлявшую гуманитарную помощь (а версии произошедшего приводятся совершенно противоречивые), Нетаньяху не проявляет ни малейшей гибкости.
Во вторник президент США Барак Обама пригласил к себе двух советников Нетаньяху и по-дружески предложил им решить вопрос таким образом, чтобы свести на нет вероятные негативные выводы расследования комиссии ООН (которые наверняка будут не менее суровыми, чем Доклад Голдстоуна по последствиям операции «Литой свинец»). Таким образом, удастся остановить дальнейшее ухудшение отношения к Израилю в мировом масштабе, которое опосредованно сказывается и на его стратегическом союзнике Вашингтоне. Обама заявил о необходимости создания Израилем своей собственной комиссии по расследованию инцидента, в составе которой должны быть видные юристы и американский наблюдатель, чтобы придать ее выводам большую достоверность.
Ответ Нетаньяху был отрицательным. Израильский премьер сослался на то, что любая суверенная страна не должна подвергать расследованию действия, которые она считает законными и правомерными, как, например, перехват судов, намеревавшихся прорвать блокаду сектора Газа.
Тем не менее, Вашингтон и европейские страны продолжают оказывать давление. Канцлер Германии Ангела Меркель завила в четверг, что необходимо расследовать произошедшее и предложила, чтобы в комиссии была представлена ближневосточная «четверка» (США, Евросоюз, ООН и Россия), которая с 2002 года содействует урегулированию конфликта.
Внутри Израиля также слышны голоса в поддержку создания комиссии. В прошлую среду на заседании правительства, перед тем, как Нетаньяху выступил с речью о «международном лицемерии», ряд министров попытались убедить премьера, чтобы он немедленно объявил о начале расследования. Они аргументировали это тем, что если Израиль не расследует инцидент сам, то другие страны навяжут ему свое собственное расследование. Даже известный своими ультраправыми взглядами министр Иностранных Дел Авигдор Либерман заявил представителям прессы, что считает правильным создание израильской комиссии по расследованию с участием иностранных наблюдателей.
Отказ Нетаньяху провести расследование того, как планировалась и была осуществлена силовая акция в отношении «Флотилии Свободы», объясняется некоторыми внутриполитическими соображениями. Соответствующие решения принимались без участия Совета Национально Безопасности, который теоретически должен был бы дать свое добро на проведение операции, узкой группой лиц: в нее входили, среди прочих, сам Нетаньяху и его союзник министр Обороны Эхуд Барак, председатель партии «Авода» (Партия Труда). Любые отрицательные выводы внутриизраильского расследования, с участием международных наблюдателей или без таковых, отрицательно скажется на обоих. И именно они до настоящего времени с наибольшим упорством противились проведению расследования.