"Огромное множество людей обеспокоено возможностью повторении в Арктике катастрофы в Мексиканском заливе, которая может нанести региону непоправимый ущерб", - заявил вчера бывший премьер-министр Мишель Рокар (Michel Rocard) на конференции в Париже по проблемам крайнего севера.
В Норвегии "промышленников подробно расспрашивают об их планах по противодействию возможной катастрофе, говорит Альф Хакон Хель (Alf Hakon Hoel) специалист по политическим наукам из Института морских исследований Тромсо, главного города Норвегии за полярным кругом. Так, например, компания Statoil использует весь свой вес для продвижения проекта добычи на Лофотенских островах, где в случае разлива нефти течения отнесут ее к побережью. Таким образом, авария может нанести непоправимый ущерб морской зоне, которая жизненно важна для воспроизводства трески. Проект стал причиной острейших политических дебатов и может даже привести к распаду стоящей у власти в Осло коалиции.
Отсутствие инфраструктуры
"Мы не имеем права бурить в Норвегии без предусматривающего все возможные сценарии плана", - заявила вице-президент Statoil Хеге Норхейм (Hege Norheim) в штаб-квартире компании в Осло. "В Норвегии, перед тем как получить лицензию на добычу, нужно сначала провести всестороннее исследование экосистемы. В случае катастрофы вся ответственность ляжет на нас".
Такие нефтекомпании как Statoil или Total сейчас проводят исследования по распространению нефти среди льдов. Результаты четырехлетней программы показывают, что справиться с утечкой нефти гораздо проще, когда ледяной покров целостный. В противном же случае дрейфующие льды серьезно затрудняют проведение любых работ. В недавнем докладе Норвежского института природных исследований говорится о том, что арктические экосистемы гораздо уязвимее для разлива нефти, чем экосистема Северного моря, где добыча ведется уже около тридцати лет. Географическая изоляция Северного Ледовитого океана и отсутствие необходимой инфраструктуры значительно осложняют операции по защите и очистке его вод.
Для того, чтобы уменьшить риски возможной аварии, Норвегия и Россия с недавнего времени увеличили минимальное расстояние прохода нефтяных танкеров с 4 до 12 морских миль от побережья с четко разграниченными восточным и западным путями следования.