Кремль вдруг решил, что Россия должна безотлагательно модернизировать свою экономику, чтобы выжить в 21 столетии, а для этого ему необходимо привлечь капитал и новейшие технологии из-за границы. Ситуация осложняется жёсткими временными рамками. В 2012 году в России состоятся очередные президентские выборы, а в 2014 она будет принимать у себя Зимние Олимпийские игры. Оба события рассматриваются как проверка достижений России. Выборы должны будут продемонстрировать политический и социальный прогресс, а Игры - процветание и своеобразие страны. Олимпийские Игры к тому же продемонстрируют способность Москвы обеспечить безопасность, ведь город Сочи расположен в опасной близости к взрывоопасному Северному Кавказу.
Выборы президента, до которых осталось 20 месяцев, вопрос ещё более важный и насущный. Вновь избранный президент будет теперь оставаться у власти не четыре года, как прежде, а на целых шесть лет. Если, как предполагается, в 2012 году президентом будет избран Владимир Путин, это может быть истолковано, как то, что избрание Медведева в 2008 явилось лишь уступкой Конституции, а реальная власть в едва завуалированной форме оставалась у Путина, и уже открыто пребудет в его руках до 2024 года, если, как можно предположить, он будет вновь переизбран в 2018 году.
Этот сценарий для зарубежного капитала может показаться даже привлекательным. Путин – известный бренд, идентифицирующийся в сознании международной общественности со стабильностью. Перспектива 12 лет преемственности и последовательности в политике, наряду с другими мотивами, вполне может привлечь капитал – финансовый и интеллектуальный, который необходим для модернизации. Однако эта перспектива представляется менее привлекательной, если проведение выборов будет омрачено насилием или явным мошенничеством. Помимо моральной неприглядности подобных явлений, инвесторы не смогут испытывать доверие к правительству, недостаточно уверенному в себе, чтобы принять реальные показатели своей популярности, зафиксированные на избирательных пунктах. Отсутствие демократии, может быть, их и не напугает, но вот отсутствие уверенности – наверняка.
Отсутствие свободных средств массовой информации и честных выборов в России подлежат скорейшему исправлению. Необходимо как можно быстрее предоставить возможность оппозиции заявить о своих взглядах и политических программах на государственных телеканалах. Если нынешнее руководство боится, что час выступлений лидера оппозиции Гарри Каспарова способен оказать решающее влияние, значит, они потеряли всякую связь с реальностью в собственной стране, и едва ли им удастся провести кампанию по модернизации. Политической фигуры, способной при проведении честных выборов отобрать у Путина или Медведева больше, чем несколько очков, в стране нет. По-настоящему свободные и честные выборы позволили бы России заметно повысить свой рейтинг на мировой арене – причем за небольшую цену и практически без риска.
Иначе дело обстоит с судебной системой; здесь отсутствие независимости и честности, вероятно, способно смутить потенциальных инвесторов в большей степени, чем отсутствие свободных средств информации или мошенничество на выборах. Поскольку коммерческие споры подлежат юрисдикции судов, этот сектор должен предоставлять достаточные гарантии справедливости. В отличие от СМИ и системы выборов, для того, чтобы реформы стали заметны в правовой системе, времени требуется гораздо больше. Но большой победой Кремля стало бы скорейшее освобождение из заключения бывшего президента «Юкоса» Михаила Ходорковского; хотя бы после того, как закончится его нынешний тюремный срок, если он будет оправдан при повторном рассмотрении дела. Кроме того, должны быть привлечены к ответственности те, кто отдал распоряжение об убийстве выдающихся журналистов. При виде того, как полетят важные головы, можно было бы действительно поверить, что кампания по модернизации проводится взаправду. Петр Великий это бы одобрил.