Перевод предоставлен изданием "Курсор" (Израиль)
Судно "Рейчел Корри", как заявил премьер-министр Биньямин Нетаньяху после того, как оно было взято под контроль израильскими ВМС, было судном миротворцев, которые не искали провокаций. С находившимися на борту пассажирами удалось обо всем договориться полюбовно.
Офицеры ЦАХАЛа подчеркнули, что участники акции сотрудничали с израильскими военными: они отказались выполнять требования военных, однако было ясно, что они не окажут сопротивления перехвату судна. Пассажиры сосредоточились на одной из палуб и спокойно встретили морских коммандос из "Шаетет 13".
Из этой истории трудно извлечь уроки, которые могли помочь разобраться в том, что произошло с "флотилией свободы" - как нужно было поступить иначе с кораблем "Мармара". Точно также мирная и спокойная демонстрация не может научить полицию, каким образом следует реагировать на несанкционированное нарушение порядка, участники которого применяют насилие.
В конце минувшей недели в армейских кругах можно было услышать о том, что, оказывается, высшие офицеры ЦАХАЛа заранее предупреждали политиков, что перехватом судна "Мармара" должны заниматься полиция, силы правопорядка, а не армия (предпочтение должно было быть отдано службе охраны тюрем, которые имеют соответствующий опыт). Пока еще очень осторожно в армии рассказывают, что некоторые высшие офицеры предупреждали, что предпочтительнее позволить судну пристать к берегу Газы, чем оказаться в ситуации, в которой в итоге Израиль оказался. Это причинило бы гораздо меньше ущерба.
Когда ситуация вокруг произошедшего немного поутихнет, общество, которое пока полностью поддерживает армию, начнет задавать вопросы. Начнется поток взаимных обвинений между армейской верхушкой и политическим руководством, которое приняло решение остановить флотилию с помощью морского спецназа. Все это будет происходить в виде намеков и утечки информации в СМИ.
Огромный международный ущерб, нанесенный этим решением, очевиден. Уважаемый британский еженедельник The Economist, которого трудно заподозрить в леворадикальных позициях, изображает Израиль неуклюжим хулиганом ближневосточного квартала, который сначала стреляет, а потом задает вопросы. И это лишь один пример подобного отношения к Израилю в мире.
Ущерб, нанесенный имиджу страны, уже имеет практические последствия. Это затруднит работу министерства иностранных дел и дипломатического корпуса. Способность к маневрированию станет крайне ограниченной.