Командиры глубоководных аппаратов "Мир-1" и "Мир-2" ждут приглашения американского правительства для ликвидации утечки нефти в Мексиканском заливе. С сотрудниками British Petroleum они продолжают переговоры о совместной работе. Об этом Радио Свобода сообщил пилот "Мира-2" Евгений Черняев.
Напомним, 20 апреля на платформе Deerwater Horizon (оператор платформы – британская нефтегазовая компания British Petroleum) в Мексиканском заливе произошел взрыв. Погибли 11 человек. Платформа затонула, а нефтяная скважина была повреждена и к 22 апреля дала течь. Сообщалось, что нефть из скважины утекала в Мексиканский залив со скоростью 760 тысяч литров в сутки. 4 июня инженерам компании удалось установить на месте утечки защитный купол – с помощью него на глубине более полутора тысяч метров нефть и газ собирают и доставляют на борт бурового судна.
7 июня газета "Известия" со ссылкой на командира глубоководного аппарата "Мир-1" Анатолия Сагалевича сообщила: с ним и его коллегами по Институту океанологии РАН British Petroleum ведет переговоры о возможности использовать "Миры" для консервации скважины.
О том, чем "Миры" могут помочь компании British Petroleum и Мексиканскому заливу и почему до сих пор не помогают, в интервью Радио Свобода рассказал командир глубоководного аппарата "Мир-2" Евгений Черняев.
– Аппараты могут участвовать в ликвидации утечки – у них большие возможности, но для этого надо вести совместную подготовку со специалистами-нефтяниками, с конструкторами установки на дне скважины, – говорит Евгений Черняев. – У нас нет чертежей. Если сейчас перевезти аппараты, нет ничего, что мы могли бы установить для ликвидации утечки. Мы знаем, как и что применять с аппаратов, а специалисты знают чертежи и знают, как нефть себя "ведет".
Режиссер Джеймс Кэмерон (вместе с Евгением Черняевым и Анатолием Сагалевичем использовал "Миры" на съемках своего фильма "Титаник". – РС) давно об этом говорит и пытается участвовать в решении проблемы – его очень волнует экологическая ситуация. Мы готовы приложить все свои умения и употребить возможности нашей техники. Но для этого недостаточно нашего желания: необходимо совместно со многими специалистами разных отраслей разработать некую конструкцию, ее создать и потом применить на скважине с помощью "Миров".
– Что должно случиться, чтобы эта совместная работа началась?
– Должно быть какое-то официальное обращение от американского правительства к нашему. Если этот вопрос не решается на государственном уровне, быстро ничего не происходит. Если американское правительство проявит интерес и у нас установится нормальный контакт со специалистами BP, все можно воплотить в жизнь. Но такого, что моментально приехали и сразу ликвидировали, быть не может. Было бы нормально, если бы нас пригласили, как только обнаружена была утечка.
– Американское правительство должно к вам обратиться, вы считаете?
– Понятно, что здесь решение зависит от всех и всех должно волновать: катастрофа-то мировая, нефть вытекает в мировой океан. Но скважина находится в американских территориальных водах. Мое субъективное мнение, что от американского правительства здесь все зависит в большей степени. А на самом деле мы готовим экспедицию на Байкал и очень сильно заняты: совершенно нет времени делать что-то еще. Но если задача будет поставлена, будем ее решать.
– Пока вы ждете обращения правительства США, "Миры" будут на Байкале?
– На Байкале. Все необходимое оборудование будет там. И если надо будет отправлять нас в Мексиканский залив, все будет как раз готово и собрано на Байкале. В этом смысле то, что "Миры" будут работать на Байкале, спасает ситуацию.
– Подготовка к байкальской экспедиции и помешала вам первыми предложить свою помощь в ликвидации нефтяного пятна?
– Вскоре после катастрофы с нами связался конструктор из BP, сказал, что нам оплатят все перелеты, аппараты доставят туда... Мы сказали: да, мы готовы… Но нужно создавать совместную команду и работать вместе с нефтяниками BP – разрабатывать соответствующие устройства совместно с разными специалистами. Если нет желания, чтобы русские пришли и заткнули это дело, мы и не можем заткнуть. Мы сказали, что готовы, какие еще могут быть инициативы с нашей стороны? Одно дело – люди хотят и помогают нам. Другое дело – не хотят и со стороны скептически смотрят. Если они видят, что катастрофа такая, они должны приглашать специалистов – нас они наверняка знают: мы много работали, и репутация у нас и в нашей стране, и за границей хорошая. От нас главное, что требуется – чтобы мы не отказались. А без их инициативы нам нет смысла туда ехать.
– Представим, что к вам, как вы и ожидаете, обращаются представители правительства США. Вы говорите "да" и сразу едете? Нужны дополнительные согласования с правительством российским?
– Думаю, нужны: все будет перевозиться на наших самолетах. Через таможню проезжать. Для покупки чего-либо надо будет объявлять тендер. Система построена так, что все требует огромного времени.
– Много времени может занять подготовительная работа, которую вы намерены провести с представителями BP?
– Не меньше чем несколько недель. Зависит все не от нас.
– Есть крайний срок, после которого к "Мирам" уже не будет смысла обращаться?
– Если уже вся нефть будет из скважины выкачана, к нам будет бессмысленно обращаться. А если она вытекает с такой скоростью, с какой вытекает, то к нам обратиться никогда не поздно.