Российские руководители хотят, чтобы США отменили введенную в 1975 году покойным сенатором-демократом Генри Джексоном поправку. Приглашенные обозреватели Лара Иглицин и Джон Хемпельманн утверждают, что отменять ее не следует, пока ситуация с соблюдением прав человека в России вызывает опасения.
Когда сенатор от штата Вашингтон Генри Джексон предложил в 1975 году ставшую исторической поправку Джексона-Вэника, он нацеливался прямо на репрессивное советское государство, которое лишало своих граждан права на свободную эмиграцию – одного из фундаментальных прав человека, которое сенатор ценил очень высоко.
Поправка Джексона-Вэника препятствовала ограничивавшим эмиграцию странам с нерыночной экономикой в получении статуса наибольшего благоприятствования в торговле. Ее цель заключалась в том, чтобы заставить советских руководителей начать действовать и открыть свои границы. И это сработало – благодаря данной поправке из СССР в 70-е и 80-е годы уехало более миллиона человек.
Хотя Советского Союза больше не существует, поправка эта сохраняется и действует. Российскому президенту Медведеву и премьер-министру Путину она не нравится. Они хотят доказать США, что холодная война окончена, и что эта поправка, которую многие называют атавизмом холодной войны, должна быть отменена. Так почему бы ее не отменить?
Неукротимый лидер российских правозащитников Людмила Алексеева, активно занимающаяся этой деятельностью на протяжении 40 лет, безо всяких обиняков говорит об актуальности данной поправки.
"Не отдавайте ничего Путину даром … свобода эмиграции это одно из немногих оставшихся у нас прав", - заявила она в феврале на конференции в Вашингтоне. Конференцию эту с повесткой "Наследие и последствия поправки Джексона-Вэника" проводили Институт Кеннана и Фонд Генри Джексона.
Поправка эта больше не действует в отношении России и не оказывает никакого практического влияния на американо-российские торговые отношения. В России рыночная экономика. Поправка Джексона-Вэника была направлена только на эмиграцию, а она сегодня в России разрешена. Однако она сохраняет ключевое символическое значение для политических отношений США и России, являясь важнейшим элементом законодательства в области прав человека. С учетом ухудшения ситуации в этой области за последние десять лет, вручение Путину подарка безо всяких условий в виде отмены поправки Джексона-Вэника стало бы неверным сигналом для Москвы.
Кремль выигрывает от перезагрузки в отношениях с администрацией Обамы, однако ситуацию с соблюдением прав человека необходимо улучшать. Она в России далека от совершенства. Там безнаказанно убивают, избивают и запугивают журналистов и активистов-правозащитников, и при этом большая часть убийств остается нераскрытой. Из-за самоцензуры и контроля над прессой критикам Путина заткнули рты, особенно во влиятельных общенациональных средствах массовой информации.
Далее, коррупция проникла во все ветви государственной власти, что наиболее заметно в милиции и в судебной системе. 50 процентов граждан считает, что взятка чиновнику это самый эффективный способ добиться чего-то в российском обществе. Таковы данные опроса, проведенного недавно московским "Левада-центром". И самое худшее заключается в сохранении нарушений и злоупотреблений на Северном Кавказе. Там жуликоватое правительство горной республики Чечня действует бесконтрольно, не подчиняясь федеральным властям, а преступные нападения не расследуются и не раскрываются. И вот результат: в Европейском суде по правам человека в Страсбурге 28 процентов всех дел – российские.
На брифинге по поводу февральской конференции присутствовала целая толпа сотрудников Конгресса, которым даже пришлось стоять. Большинство из них было слишком молодо и не помнило о периоде охлаждения в американо-советских отношениях. Тем не менее, все они сразу поняли символическое значение отмены поправки Джексона-Вэника в момент существенного роста озабоченности по поводу состояния и тенденций развития ситуации с правами человека в России. "Имеет или нет поправка Джексона-Вэника практическое значение для России сегодня – это для моего босса и многих других членов Конгресса будет неважно, - предсказывает один молодой сотрудник, - все, что он понимает, это то, что в путинской России права человека находятся под ударом. Поэтому зачем отдавать Путину что-то даром?"
Отмена поправки лишит Америку символичного и важного правозащитного инструмента во внешней политике. С другой стороны, постепенное освобождение России от действия поправки Джексона-Вэника с одновременным ее сохранением без отмены может стать неизбежностью, если России будет предоставлена возможность для вступления во Всемирную торговую организацию. В то же время, администрация Обамы одновременно с таким освобождением должна предоставить новые ресурсы демократическим активистам России и решительно заявить о своей поддержке движения правозащитников.
В соответствии с традицией Джексона, который всегда был готов занимать и отстаивать свою позицию, заключительным актом поправки Джексона-Вэника в американо-российских отношениях должно стать давление с целью заставить Россию предпринять значимые действия в области прав человека, где ситуация достойна сожаления.
Лара Иглицин – исполнительный директор Фонда Генри Джексона. Джон Хемпельманн – президент этого фонда.