Елисейский дворец, наконец, дал добро на просьбу Михаила Саакашвили о встрече с президентом Франции. Грузинский лидер пробудет в Париже до среды, когда ему придется уступить место премьер-министру России Владимиру Путину.
Сегодня в отношениях Парижа и Тбилиси, которые ощутимо ухудшились после взятого Елисейским дворцом курса на Сближение с Кремлем, вновь наметилось некоторое потепление. Тем не менее, основной спорный вопрос, который заключается в намерении французской стороны продать России четыре вертолетоносца класса «Мистраль» (этот корабль многие считают жемчужиной французского флота), так и не был разрешен. Грузия, часть территории которой все еще занята российскими войсками, утверждает, что эта сделка может привести к изменению стратегического баланса в регионе. Как тут не вспомнить о словах главы российского генштаба, который говорил о том, что в ходе войны августа 2008 года «Мистраль» мог бы позволить Черноморскому флоту «выполнить все задачи за 40 минут вместо 26 часов»?
Грузины также обеспокоены передачей России военных технологий. Такое решение, по их мнению, выглядит абсолютно непонятным с политической точки зрения. «Как государство, которое добилось подписания мирного договора и послужило посредником между Россией и Грузией в августе 2008 года, может пойти на вооружение одной из сторон в ущерб другой? Все это совершенно не соответствует роли миротворца», - комментирует грузинский дипломат.
Хотя Грузия и намерена детально обсудить данный вопрос с французским руководством, у нее нет ни малейшего желания идти на конфликт с Елисейским дворцом. «Не важно, будет ли подписан контракт или нет, ведь Россия уже добилась столь нужного ей политического символа: страна-инициатор договора о прекращении огня соглашается продать оружие стороне, которая его нарушает! Худшее уже произошло. Мы не собираемся воевать с Францией по этому поводу …», - заявил участвовавший в обсуждении вопроса представитель Грузии.
Потеряв позиции после пятидневной августовской войны 2008 года, Грузия сейчас ищет на Западе новых союзников. И Франция является одним из самых логичных кандидатов. Дело в том, что отношения Франции и России далеко не так безоблачны, как некоторые на то надеются. То, что Москва отказывается соблюдать условия подписанного с Тбилиси договора, вызывает ощутимое раздражение в Париже. Еще один немаловажный момент: переговоры о продаже «Мистраля» продолжают затягиваться без каких-либо конкретных результатов. Кремль хотел бы построить три из четырех кораблей уже в России, тогда как Елисейский дворец настаивает на том, что два корабля должны быть собраны на верфях в Сен-Назере…
Кроме того, грузинские лидеры хотят добиться от Парижа поддержки своего стремления в ЕС. Американцы в последнее время несколько отдалились от дел в регионе, что доказывает их сдержанная реакция в августе 2008 года. «Французы же напротив оказывают нам помощь в переговорах по договору с ЕС. Мы нуждаемся в поддержке одной их важнейших стран Евросоюза», - объясняет представитель Грузии.
Такая политическая поддержка тем более важна для Тбилиси, что со времен августовского конфликта ее стратегические приоритеты претерпели существенные изменения. Находясь под угрозой военного вторжения своего огромного и неудобного соседа, Грузия уже давно стучится в двери НАТО, чтобы получить защиту от русского медведя. «Но если раньше нашей приоритетной краткосрочной задачей было вступление в НАТО, тогда как присоединение к ЕС относилось к более отдаленной перспективе, то сегодня мы считаем, что лучшим способом вхождения в НАТО является сближение с Евросоюзом», - продолжает грузинский эксперт. Стоит также отметить, что недавний доклад группы Мадлен Олбрайт о будущем Североатлантического альянса стал для грузин чем-то вроде холодного душа, так как закрыл для них двери в НАТО в обозримом будущем. Тбилиси рассчитывает, таким образом, на помощь Парижа, чтобы переломить эту тенденцию перед будущим саммитом блока, который должен пройти в Лиссабоне в конце этого года.