В понедельник 7 июня нынешние и бывшие высокопоставленные чиновники аппарата ЕС заявили, что никак не связаны с яхт-проектом «Газпрома», который последние шесть лет ходил под флагом Евросоюза, а теперь спонсируется российской компанией.
Судно под флагом Евросоюза, «Esimit Europa 2», будет спущено на воду в четверг 10 июня в Каннах во время мероприятия, которое проводит руководитель «Газпрома» Алексей Миллер. В этом году судно будет участвовать в восьми регатах. На внутреннем парусе под флагом ЕС красуется логотип российской газовой компании и надпись «Европейская энергия».
«Газпром» - крупнейшая энергетическая компания России, мечтающая распространить своё влияние и Евросоюз.
Однако имидж её небезупречен. У её руководства стоят друзья российского премьер-министра Путина, связанные с КГБ, и многие видят в ней инструмент внешней политики России. Связанные с Украиной кризисы с подачей газа 2006 и 2009 года сильно подпортили её репутацию.
На вебсайте проекта Esimit сказано, что проект находится «под патронажем президента комиссии ЕС Жозе Мануэля Баррозу (Jose Manuel Barroso)». В видеоклипе, вывешенном на сайте, звучит устное свидетельство Пата Кокса (Pat Cox), недавнего председателя Европарламента, заявляющего, что «в сердце этого проекта бьётся дух Европы».
Однако, когда Коксу и Баррозу стали поступать вопросы о сайте по этому поводу, оба поспешили отмежеваться от «Газпрома».
Кокс заявил, что материал был отснят несколько лет назад, до того как в начале этого года «Газпром» стал главным спонсором проекта. «Я не участвовал ни в каких переговорах по вопросам спонсорства и не имею никакой коммерческой заинтересованности в этом вопросе», - заявил он.
Объясняя ситуацию, Кокс рассказал, что поддержал проект еще в 2004 году, когда был руководителем Парламента, потому что усмотрел «акт доброй воли» в парусном проекте, который должен был пронести флаг ЕС по различным регатам и имел многонациональную команду. Через несколько лет, во время визита в Любляну, команда Словении, участвующая в проекте Esimit, попросила его отснять ролик с приветствием в адрес проекта.
«Я знал, что они ищут спонсоров, но меня о спонсорах не спрашивали, и я не имею никаких дел с «Газпромом»», - заявил Кокс.
Пресс-секретарь комиссии Евросоюза тоже заявил, что г-н Баррозу высказывал поддержку проекту до того, как к нему пришвартовался «Газпром». «Он взял проект под патронаж в ноябре 2006 года. Никаких денежных вопросов, обычное шефство, как это часто делают многие другие национальные и европейские сановники высокого ранга», - заявил пресс-секретарь комиссии Марк Грей (Mark Grey).
Ни Баррозу, ни Кокс не собираются, однако, лишать проект своей поддержки из-за его связи с «Газпромом».
Как заявил Горазд Маури (Gorazd Mauri), пиар-менеджер яхт-проекта, не предъявляют высокие европейские руководители и жалоб на то, что их лица и имена оказались связаны с логотипом «Газпрома».
«Шефство Европейского парламента и Европейской комиссии относится только к самой яхте. Их поддержка имеет документальное выражение, в виде разрешения ходить под флагом Евросоюза. Наши шефы были проинформированы, когда «Газпром» стал нашим спонсором, и не предъявили никаких претензий на этот счёт», - сказал г-н Маури.
Памятуя о разногласиях между ЕС и «Газпромом» в последние годы, Маури заявил, что это спонсорство не имеет никакой политической подоплёки.
«Газпром решил поддержать нас материально, потому что наш девиз соответствует его заветной мечте: все европейцы в одной лодке. Мы хотим победить, и считаем, что это честь иметь такого знаменитого спонсора», - продолжал он. На вопрос, кому больше чести принесет победа яхты в соревнованиях, в которых она участвует, Евросоюзу или «Газпрому», г-н Маури ответил словами девиза проекта: «все европейцы вместе в одной лодке».
Спонсорство проекта Esimit, которое обходится в несколько миллионов евро, - не единственный спортивный пиар-проект «Газпрома». Российская компания является ещё и спонсором немецкого футбольного клуба FC Schalke, тратя на это 25 миллионов евро в год.