В Польше утверждают, что российские "омоновцы" украли "кредитки" погибшего в катастрофе под Смоленском высокопоставленного чиновника. Москва опровергает.
Вокруг "Второй Катыньской трагедии" разгораются не меньшие страсти, чем вокруг первой, которая, "стараниями" российской стороны, до сих пор перемежается белыми пятнами. Правда, если передать Варшаве архивные документы относительно расстрелянных в 1940 году в лесах под Смоленском польских офицеров Москва отказывается до сих пор, то расшифровки "черных ящиков" из погибшего в том же проклятом Катыньском лесу Ту-154 все же отдала. Однако, во-первых, это единственные материалы, которые на сегодняшний день получили в Польше после той катастрофы, а во-вторых, даже к ним существует больше вопросов, чем ответов. Правильны ли эти стенограммы? Добросовестно ли проводили следствие россияне? Не заинтересованы ли определенные высокопоставленные лица в Польше в утаивании истинных виновников этой катастрофы, которая забрала жизнь президента Леха Качинського, его жены и еще 94 представителей польской элиты? Такой ли уж "бессмыслицей и фальшивкой" является опубликованная в Интернете видеозапись, якобы сделанная случайным свидетелем падения "тушки" на мобильный телефон сразу после трагедии? Напомним, на этих кадрах неизвестные люди под сопровождение смачных русских матюгов добивают (опять же, якобы) тех, кто выжил во время катастрофы.
В конце прошлой недели в Польше стартовала избирательная кампания, которая будет продолжаться до 18 июня. И четкий и прозрачный ответ на пусть некоторые из этих вопросов может значительно повлиять на рейтинги ее участников. Напомним, согласно данным социологических опросов, на данный момент больше всего голосов набирает и.о. президента Польши Бронислав Коморовський, который является кандидатом от правящей партии "Гражданская платформа". Лидер оппозиционного "ПиС" ("Право и справедливость"), брат-близнец погибшего президента Ярослав Качинський, пока что отстает почти на 10 процентов. Но разрыв между двумя главными конкурентами в борьбе за президентское кресло стремительно сокращается: Коморовський с каждым днем теряет, Качинський - прибавляет. И последние новости в деле "смоленского" расследования только содействуют этой тенденции.
Как сообщают польские СМИ, благодаря сотрудничеству двух спецслужб в России задержали смоленских "омоновцев", которые якобы(?) воспользовались кредитной карточкой погибшего 10 апреля в авиакатастрофе вместе с президентом Качиньским генерального секретаря польского Совета по охране памяти борьбы и мученичества Анджея Пшевозника.
В министерстве внутренних дел России эту информацию категорически опровергли, подчеркнув, что "действия смоленской милиции на каждом порученном участке работы получили положительную оценку, а с поставленной задачей они справились достойно, никаких сетований не поступало". В МВД РФ напомнили, что сам Коморовський наградил смоленских офицеров орденами "За заслуги перед Республикой Польша", а потому, дескать, любые обвинения в их адрес звучат "кощунственно и цинично".
В Варшаве, однако, настаивают на своей версии. Как сообщает Радио "Свобода", пресс-секретарь Агентства внутренней безопасности Катажина Конецпольска-Врублевська сообщила о четырех задержанных "солдатах спецподразделений", которые расплачивались кредиткой погибшего Пшевозника. Прежде его вдова заявила, что с мужниной банковской карточки исчезло около 2 тысяч долларов, причем первая транзакция была осуществлена 10 апреля - через несколько часов после катастрофы. Со временем было зафиксировано еще две операции, все - в Смоленске. В связи с этим 14 мая варшавская прокуратура возбудила дело о похищении кредитных карточек и ограблении останков Анджея Пшевозника...
А тем временем польской печати из источников в местных военной комиссии и прокуратуре, которые расследуют причины "Катынськой авиакатастрофы", стало известно: польские следователи считают, что диспетчер военного аэродрома в Смоленске мог предоставить экипажу президентского самолета неправильные данные о его курсе. Согласно этим данным, за 25 секунд до катастрофы диспетчер подтвердил экипажу, что "тушка" идет по правильной траектории для посадки, тогда как на самом деле самолет был значительно ниже необходимого курса. По мнению польских экспертов, диспетчер мог предоставить ошибочную информацию из-за неправильных показаний радара, установленного на аэродроме.
Перевод: Антон Ефремов