Катынская трагедия вот уже почти четверть века привлекает к себе внимание всего мира. Недавно она вновь оказалась в центре всеобщего внимания в связи с крушением президентского лайнера, направлявшегося к месту захоронения жертв трагедии. Именно это обстоятельство мы и хотели бы подчеркнуть особо: польская делегация во главе с президентом страны направлялась, причем через несколько дней после такой же акции, возглавляемой премьер-министром, почтить память польских офицеров, репрессированных Советской властью.
Для нас, армян, все, что связано с катыньской трагедией, исполнено особого смысла. Ведь за 20 лет до Катыни, где погибли 22000 польских офицеров, в конце 1920 - начале 1921гг. большевики, только что пришедшие к власти в Армении, репрессировали более 1400 генералов и офицеров Армянской армии. Правда, не все они были тут же расстреляны, однако те же расстрелы, ссылки, концлагеря в итоге действительно лишили армянскую нацию лучших ее сыновей, "цвета нации", как справедливо говорят поляки о жертвах Катыни.
Армянская история в отсутствие государственности - есть история утрат не только территорий, но и последовательной утраты элиты. Как свидетельствуют летописи и исторические хроники, завоеватели, не удовлетворяясь традиционными материальными трофеями и пленением с целью выкупа, целенаправленно уничтожали национальную аристократию, главной задачей которой, как и у всех народов, была защита Отечества. Так что уничтожение национального дворянства, знати было по существу уничтожением и военной аристократии и наоборот. Это - тема отдельного и очень интересного разговора, здесь же мы только обозначим ее.
Очень старая история
Манук Абегян, анализируя "Историю халифов" хрониста VIII в. Гевонда, утверждает, что уничтожение армянской знати - это целая политическая программа, которую магометане осуществляли с начала VIII века. Он цитирует Гевонда, который пишет: "Халиф Влид в первый же год своего правления хотел истребить роды нахарарские... Ибо говорил, что "они (нахарары) будут препятствием нашему владычеству..."
Приведем два эпизода из поведанных Гевондом. Захватив Нахиджеванский край, магометане призывают к себе армянских нахараров с их всадниками якобы для внесения в список получателей жалованья. "Они, - пишет Гевонд, - по обыкновенной своей простоте не предполагали здесь хитро устроенной для них западни и отправились по приглашению. Армян (по некоторым данным более 800 человек. - Л.М.) разделили на две части, из коих одну заживо сожгли в нахиджеванской церкви, а другую - в церкви города Храм... И опустела страна наша".
Второй эпизод также относится к началу VIII века, когда захватчики еще только пытались "искоренить из армянской земли все знатные роды азатов с их конницей". Он примечателен двумя моментами. Первый. Арабы безжалостно преследуют и уничтожают князей Васпуракана, и те, вступив в переговоры, задают своим покорителям потрясающий по своей наивности вопрос, который мы, ничему не научившись, повторяем в схожих ситуациях и сегодня, 1200 лет спустя: "Из-за чего вы преследуете нас? Чем мы провинились перед вами? Страна наша пред вами: вам уступаем свои жилища, виноградники, леса, огороды и поля наши, для чего же вы хотите иметь и нас самих? Позвольте нам пройти за пределы наши". Повторяем, несмотря на то что теперь уж ответ на него точно известен: в начале VIII века васпураканскую армянскую элиту уничтожали для того, чтобы в начале XX века легче было бы осуществить Геноцид в качестве завершающего этапа упомянутой М.Абегяном программы уничтожения армянской нации, а нахиджеванскую элиту уничтожали для того, чтобы в 1920 году турецкие войска смогли с легкостью войти в осиротевший с XIII века край и истребить или изгнать еще сохранявшиеся на этой территории остатки его исконных владельцев.
Арабы отклонили просьбу васпураканцев. И отсюда - второй поучительный момент. Оказавшись в безвыходной ситуации, армяне, которых было меньше 2000, вступают в бой и наголову разбивают 5-тысячное вражеское войско, из которого осталось в живых только 300 человек.
Подобными свидетельствами полны практически все армянские летописи.
Почти современная история
Репрессии Советской власти против армянских офицеров были по сути продолжением этой многовековой политики по ослаблению армянства, лишению его способности к сопротивлению. Это утверждение полностью подтверждается множеством конкретных исторических фактов, которые исследовал, в частности, профессор Гюлаб Арамович Мартиросян, автор чуть ли не единственного исследования по этой теме "Офицеры Республики Армения в концлагере города Рязани" (Рязань, 2002). Так, сравнивая масштабы репрессий офицеров в Армении и соседних республиках, он приходит к выводу, что репрессии офицеров в Грузии и Азербайджане не могли привести к разрушению вооруженных сил этих стран, так как всего 200-250 офицеров этих республик были отправлены в концлагеря России. А среди 93 офицеров Грузинской армии, находившихся в концлагере Рязани, было 8 русских и 36 армян, служивших в ней как жители Тифлиса. Как бы то ни было, к сентябрю 1922 года почти все они вернулись домой.
О каких армянских вооруженных силах и каких офицерах идет речь?
Армянские вооруженные силы были организованы раньше правительства и самой Республики Армения. В начале 1917 года в Российской армии служили более 160 тысяч армян. Сразу же после Февральской революции представители армян в России обратились к Временному правительству с просьбой о возвращении на Кавказ армянских офицеров и солдат с европейского фронта. Правительство Керенского, который в свое время был адвокатом армянской стороны в известном "деле "Дашнакцутюн" и хорошо разбирался в сложившейся ситуации, это предложение оценило положительно. Офицерам армянского происхождения было разрешено покинуть свои части и отправиться на защиту исторической Родины. В итоге уже летом 1917 года на турецком фронте было создано 6 армянских полков. К октябрю 1917 года на этом фронте уже действовали две армянские дивизии. К концу 1917 года они вошли в состав вновь организованного Армянского корпуса: командующим корпусом был назначен генерал Товмас Назарбекян, начальником штаба - генерал Вышинский, командиром первой дивизии, состоящей из четырех полков, - генерал Арамян, командиром второй дивизии - полковник Силикян, командиром конной бригады - полковник Горганян.
В корпус была включена дивизия генерала Андраника, состоявшая из трех бригад: первая включала Эрзрумский и Ерзнкайский полки, вторая - Хнусский и Караклисский полки, третья - Ванский и Зейтунский полки. В составе корпуса были также местные подразделения - Лорийский, Шушинский, Ахалкалакский и Казахский полки.
За короткое время своего существования вооруженные силы РА вели исключительно национально-освободительную войну, отражая непрекращающуюся агрессию Турции и других соседей. На их счету оборона Карабаха, Зангезура, Утика, героические сражения мая 1918 года, наконец, отчаянное сопротивление вторгшимся осенью 1920 года в Армению турецким войскам. Советизация Армении, как известно, была осуществлена без единого выстрела со стороны армянской армии.
"Соглашение между правительствами РСФСР и Республики Армения об условиях сдачи власти в Армении Военно-революционному комитету", заключенное 2 декабря 1920 года, содержало специальный пункт, который гласил: "Командный состав армянской армии не подвергается никакой ответственности за действия, совершенные в рядах армии до провозглашения Советской власти в Армении". Этот пункт, как, впрочем, и остальные, был вероломно нарушен большевиками буквально через 10 дней. Репрессии, особенно во 2-й половине января, приняли такие масштабы, что министр иностранных дел Советской Армении А.Бекзадян 26 марта 1921 года вынужден был обратиться в ЦК РКП(б) с письмом, в котором отмечал, что за 3 месяца существования Советской власти в Армении были арестованы 1400 офицеров Армянской армии (как подсчитал Г.А.Мартиросян, в том числе 20 генералов и 30 полковников). Руководивший этой акцией глава ЧК Армении Геворк Атарбекян, ссылаясь на инструкции ВЧК, требовал спешной и безусловной высылки за пределы Армении всех бывших офицеров, даже состоящих на службе в Красной Армии и даже с партийными билетами.
Трудно сказать, действительно ли существовала такая инструкция, в чем сомневался А.Бекзадян, или то была личная инициатива палачей армянского народа Геворка Атарбекяна, Ависа Нуриджаняна и других, но высылались действительно все. "Такая огульная массовая высылка всех бывших офицеров, громаднейшее число которых не участвовало в гражданской войне против Советской России и входило в ряды армянской интеллигенции, не могла не отразиться на настроении трудящихся масс Армении в нежелательном для Советской власти смысле и не создать определенное враждебное к ней отношение, которое и было использовано нашими противниками", - пишет Бекзадян, имея в виду Февральское восстание 1921 года и указывая на одну из его причин. И поскольку чекистские репрессии вряд ли имели целью вызвать восстание, то следует предположить, что целью их было именно уничтожение "цвета нации", возможной способности армян к сопротивлению, что не могло уложиться в сознании даже "нормальных" большевиков. Об этом свидетельствуют и повальные аресты армянских офицеров и интеллигенции на территории Азербайджана и Грузии, где в течение 10 дней после советизации были арестованы и отправлены через Баку в концлагерь города Рязани 219 армян.
Интересно, знали местные исполнители указания ВЧК, да и само их московское начальство о приказе начальника Генерального штаба Турции Исмет-бея от 20 сентября 1920 года, в котором цель турецкого вторжения в Армению была сформулирована хоть и ложно, но четко и ясно: "Наша главная цель - уничтожение армянских вооруженных сил"? Не исключено, конечно, что о самом приказе они не знали, но по сути продолжали выполнять его, завершая начатое турками в ходе войны.
Чудовищность замысла подтверждается тем обстоятельством, что 90% арестованных были молодыми людьми 22-35-летнего возраста. А демографическое положение Армении в 1920-1921 гг. было катастрофическим: на 1000 человек населения рождались 8,7, а умирало 204,2 человека. Вооруженным силам Армении, армянскому народу в целом был нанесен страшный удар, последствия которого мы испытываем до сих пор.
Спасители армянской государственности
Исследователи последовательного многовекового уничтожения армянской элиты, вероятно, когда-нибудь проследят преемственную связь, не всегда очевидную и непосредственную, между процессом уничтожения элиты и судьбой армянского народа, с внутренним смыслом нашей истории, который, по словам уже упоминавшегося нами М.Абегяна, заключается главным образом в борьбе против чужеземных поработителей во имя защиты своего физического существования и своей духовной жизни. Такую связь, к примеру, Г.Мартиросян видит между арестами армянских офицеров и интеллигенции в первые месяцы Советской власти и заключением Московского договора от 16 марта 1921 года. Возможно.
Конечно, было бы логично включить в настоящую статью хотя бы краткий рассказ о славных боевых действиях Армянской армии, крупнейших сражениях, в которых принимали участие репрессированные генералы и офицеры, назвать поименно хотя бы наиболее выдающихся из них, поведать об их дальнейшей судьбе. Однако сделать это в газетной статье невозможно. Скажем только, что Армянская армия в те годы выполнила главную свою задачу - спасла армянскую государственность, и уже этого одного достаточно, чтобы заслужить вечную признательность народа.
Но тут-то и возникают вопросы: как народу эту благодарность осознать и как ее выразить? Проблемы тоже для нас не новые. Процитируем историка Гевонда в последний раз. Описывая героическое сражение под Арчешем в 775 году, в котором малочисленные армянские силы бесстрашно вступили в бой с 30-тысячным вражеским войском, Гевонд так завершает свой рассказ: "...Страна наша, погруженная в глубокую печаль, стоном стонала, оплакивая кончину своих храбрых и славных защитников... Все это еще больше усилило гнев наш: запрещено было даже открыто оплакивать умерших и скорбеть о них, совершать поминки по ним и предавать могиле погибших". Так что только благодаря такому чуду армянской истории, как Гевонд и ему подобные подвижники, мы сегодня, 12 веков спустя, знаем о доблестных подвигах наших героев и можем выразить им свою благодарность. Если, конечно, пожелаем.
Условия VIII и XX веков слишком различны, чтобы искать в них буквальное сходство, однако слишком уж приложимы запреты, упомянутые Гевондом, к запретам, наложенным большевистской властью на память об истинных героях майских сражений 1918 года, видных военачальниках Армянской национальной армии, особенно жестоко погубленных ею. Построенный этой же властью полвека спустя великолепный мемориал на поле Сардарапата не мог искупить содеянного преступления, ибо, во-первых, подобное преступление искупить вообще невозможно и, во-вторых, памятник оказался хоть и прекрасным, но каким-то неполным, во всяком случае репрессированным армянским офицерам на нем своего особого места не нашлось.
Здесь уместно вспомнить факт, который поведал нам весьма осведомленный человек, историк-академик Грачик Рубенович Симонян. Оказывается, когда в середине 60-х в ЦК КП Армении разрабатывался проект Мемориала в Сардарапате, предполагалось, что это будет Музей армянского национально-освободительного движения в широком историческом плане. Проект был послан в Москву, однако приехавший из центра функционер (все фамилии известны) представил отрицательное заключение, и на территории Мемориала был открыт этнографический музей. Это тоже тема отдельного разговора, но, может, есть смысл сегодня, не ожидая разрешения Москвы, вернуться к первоначальному замыслу.
Может, тогда на территории Мемориала появится специальный памятный знак в честь воинов, которые приехали помочь исторической Родине в минуту опасности и не только, как и остальные, участвовали в Майских сражениях, но и стали затем жертвами репрессий.
Может, тогда в музее Мемориала появится и специальный раздел, подробно рассказывающий о героической и трагической судьбе этой части офицеров Армянской национальной армии Первой Республики Армения.
Может, внимание к этой драматической странице нашей истории распространится за пределы Мемориала и в Аванском ущелье будет увековечена память о зверски убитых армянских генералах и офицерах, как предлагают в своих письмах в "ГА" их потомки. Может, тогда вспомним и о погребенных в спешке в братской могиле в селе Чанахчи 150 вероломно расстрелянных турками участниках Караклисского и других сражений. Вот уже 92 года эта частица "цвета нации" лежит там забытая нацией и самим Господом, ибо могила не ограждена и на ней не установлен даже простенький крест. Обо всех этих и других случаях преступного забвения памяти репрессированных офицеров и солдат Армянской национальной армии "ГА" в последние годы писал не раз (см. "ГА", 29.05.2008г., 02.10.08г. и др.). Пока, к сожалению, каких-то существенных сдвигов в этом вопросе добиться не удалось. Несмотря на это, мы будем и дальше продолжать прилагать усилия в этом направлении, возможно, добиваться включения этой проблемы отдельным пунктом в военно-патриотическую программу "Страницы истории и культуры", осуществляемую Министерством обороны РА.
В конце концов и первые лица Армении также должны иметь возможность посещать места массовых захоронений репрессированных армянских офицеров - "цвета нации" и выражать им свою признательность.