Их пришлось ждать очень долго и они недостаточно действенны, и тем не менее Совет Безопасности, наконец, ввел в отношении Ирана новый, четвертый раунд санкций .
Карательные меры направлены против военных, торговых и финансовых транзакций, осуществляемых корпусом Стражей исламской революции, который руководит незаконной ядерной программой этой страны. Можно быть уверенным в том, что Иран уже начал искать способы обойти эти санкции. Он уже меняет флаги и переименовывает принадлежащие государству грузовые суда для того, чтобы они могли избежать запрета на торговлю оружием. Иран не собирается прекращать эту деятельность.
Нас обнадеживают сообщения о том, что Европейский Союз близок к принятию правил торговли с Ираном, которые будут гарантировать выполнение всеми странами-членами ЕС резолюции ООН. Мы в меньшей степени уверены относительно намерений России и Китая. Они проголосовали за введение санкций – этот факт, конечно, не останется без внимания в Тегеране. Однако российский саммит с Ираном и Турцией, состоявшийся на этой неделе, ослабил остроту этого послания.
Самым тревожным событием этого дня было голосование против в Совете Безопасности Турции и Бразилии (Ливан, по крайней мере, воздержался). Обе страны разочарованы тем, что их попытки выступить в качестве посредника в ядерной сделке не принесли существенных результатов. Как и в большинстве других случаев, Иран их просто использовал. Трудно понять, почему они хотели помочь Ирану реализовать его ядерные амбиции, противопоставив себя таким образом всем ведущим мировым державам.
Введение новых санкций не было гарантировано. Этого бы не произошло, если бы Иран согласился с неоднократно высказанными требованиями о прекращении производства ядерного топлива. Вместо этого Тегеран расширил его производство и повысил уровень обогащения урана. В последнем докладе Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) отмечается, что Иран произвел достаточно топлива, и в случае дальнейшего обогащения его будет достаточно для того, чтобы произвести две атомные бомбы. Прошлой осенью выяснилось, что Иран в очередной раз пытался скрыть крупную ядерную установку.
С 2006 года ведущие мировые державы неоднократно предлагали провести переговоры. Однако Иран не проявил искренней заинтересованности. Крупные державы сделали в среду умный ход, подтвердив сформулированное в 2008 году предложение, в котором содержатся дипломатические стимулы, а также побудительные мотивы в области экономики и безопасности на тот случай, если Иран приостановит свою ядерную программу. Если Тегеран действительно хочет добиться дипломатического решения, он должен воспользоваться этим предложением.
Мы не знаем, какое сочетание давления и убеждения могут изменить позицию Тегерана, если это вообще возможно. Мы уверены в том, что и нового раунда с еще более жесткими санкциями будет недостаточно. Все ведущие мировые державы намерены продолжать оказывать давление.