4 июня отмечается 90-летняя годовщины Трианонского договора. Это было трагическое событие, которое привело в 1920 году к расчленению исторической Венгрии.
Этот договор полностью изменил политический баланс в Центральной Европе. Он лишил Венгрию 65 процентов ее населения и 72 процентов ее территории – это сопоставимо со штатами Иллинойс, Индиана, Огайо и Кентукки вместе взятыми. В результате этого расчленения появилось 16 миллионов представителей этнических меньшинств, в том числе 5 миллионов венгров. Президент Вудро Вильсон назвал этот договор «абсурдным», а Сенат США так его и не ратифицировал.
В то время журналист Уолтер Липпман (Walter Lippmann) назвал это событие «балканизацией», что, к сожалению, подтвердилось и в значительный мере определило ход Второй мировой войны. Венгрия и Польша долгое время играли стабилизирующую роль в Центральной Европе. Когда Венгрия была сильной, в Дунайском бассейне царил мир, а когда в этом регионе не было реальной силы – как это было во время оттоманского вторжения, а также после 1920 года – он, по сути, представлял собой открытое приглашения для России или Германии получить там плацдарм. В 19-ом веке венгерский патриот Лайош Кошут (Louis Kossuth) предложил создать Дунайскую конфедерацию на территории от Балтики до Адриатики, которая могла бы служить не только буфером против вторжений с востока или с запада, но также была бы средством сохранения мира и процветания в этом регионе. Флора Льюис (Flora Lewis) из газеты The New York Times недавно подчеркнула, что реализация мечты Кошута о Дунайской конфедерации «вполне могла бы предотвратить первую мировую войну и связанные с ней трагедии. Теперь стоит еще раз посмотреть на эту идею».
В 1990-м году после падения железного занавеса попытки продвинуться к созданию такого рода конфедерации были предприняты «Вышеградской четверкой», однако эти усилия не получили достаточной поддержки. Возможно, после выборов венгерского премьер-министра Виктора Орбана (Victor Orban) ситуация для этого созрела. Для того, чтобы исправить ошибки прошлого, я предлагаю возродить мечту Кошута о федерации, которая бы гарантировала право самоопределения при помощи плебисцита и предоставила бы автономию всем национальным меньшинствам. Дунайская конфедерация могла бы уважать права всех меньшинств на сохранение своего наследия, определение своей собственной судьбы независимо от особенностей исторического развития. Если бы это было достигнуто, то в проблемных регионах мир мог мы стать реальностью. Ключ к стабилизации Европы – это устранение этнических конфликтов посредством гарантирования этнических прав и права на создание автономий во всем этом регионе.