Ответ на статью Каролины Кршиштяновой "Левые - ВОН" (Karolinа Křišťanová, Levičáctví je OUT)
Уважаемая и милая Каролина Кршиштянова,
В этом учебном году, который уже подходит к концу, я преподавал в одной частной средней школе. Однажды я упомянул о временах так называемой нормализации, и одна ученица попросила меня: «Пан профессор, скажите нам, как тогда было? Мы знаем, что было плохо, но, может быть, вы нам что-то расскажете?». И знаете, как я ответил? Примерно так:
- Когда я был в вашем возрасте, то есть в 50-е годы прошлого века, учителя и газеты вдалбливали в наши головы, что во времена капитализма Первой республики у нас был кризис, безработные стояли в очередях за так называемыми талонами для нищих или за супом для бедных, а когда они протестовали, в них стреляла полиция… Как вы думаете, это правда?
- Наверное, нет, - сказала девочка, которая явно хотела мне угодить.
- Нет, это правда, - ответил я. - Только это не вся правда. Во времена Первой республики мы были среди самых экономически развитых стран Европы, с развитой промышленностью, наукой и искусством. А потом мы были последним островком демократии в Центральной Европе… Сегодня вам, наоборот, учителя и СМИ промывают мозги, утверждая, что при коммунизме, который, конечно, никаким коммунизмом не был, были очереди за бананами и другими дефицитными товарами, люди не могли свободно путешествовать и открыто выражать свою точку зрения, а когда они протестовали, полиция била их дубинками и арестовывала… Как вы думаете, это правда?
- Нет, - сказал другой ученик, который почувствовал, что я разделяю взгляды левых.
Он, как и его одноклассница, дал ответ исключительно из конъюнктурных соображений. Многие мои ученики были чересчур конформистами.
- А ведь да, - сказал я. - Только это опять не вся правда. Потому что при социализме, так мы привыкли называть действительность, в которой жили, мы, униженные и оскорбленные рабочие и мелкие земледельцы (еще удалось покончить с кризисом перепроизводства и безработицей), дождались своего человеческого достоинства, пусть и ценой национализации и насильственной коллективизации сельского хозяйства. Возникали выдающиеся художественные произведения и постройки (не только высмеиваемые сегодня панельные дома), признанные в мире научные открытия (хоть и нередко, скорее, сопротивлявшиеся режиму)… Я, милые ребята, хоть и сторонник левых, но я всем своим существом не выношу черно-белое видение мира. И ближе всего мне была теория конвергенции, которая была популярна в 60-е годы, согласно которой, две враждующие системы – капитализм и социализм – должны были сближаться, должны были брать друг у друга лучшее, проверенное, и отвергать плохое. К сожалению, вторжение войск стран Варшавского договора в Чехословакию, которое случилось в августе 1968 года, задушило не только так называемую Пражскую весну, но и все конвергентные попытки и теории. Хотя … Может быть, сегодня их попытается реанимировать полукоммунистический и полукапиталистический Китай. Но я не знаю и не стану гадать. Мне не хватает личного опыта с той действительностью, а чешские средства массовой информации здесь не дают нам объективной картины…
Неделю назад еще один мой студент спросил меня: «Что вы скажете по поводу результатов выборов, пан профессор?»
Я ответил ему, что они в целом соответствуют моим ожиданиям. И, в общем, я даже был бы выборами доволен, если бы наши левые и правые смогли найти общий язык и создать вескую коалицию. Потому что когда государство находится в плохом положении, надо не только экономить, но и повышать свои доходы. Это касается каждого, кто оказался в долгах. Для страны это означает ограничить расходы и повысить налоги. А пришло бы вам в голову в семье просить, чтобы в семейный бюджет больше вкладывали ваши престарелые родители-пенсионеры или ваши дети? Вряд ли. В большинстве порядочных семей еще существуют так называемое социальное чувство и солидарность. Но в нашей стране, кажется, побеждает несчастный эгоизм. Так что и дальше мы будем, как однорукие: сегодня мы левые, а завтра, может быть, снова правые…
И еще кое-что в заключении, милая Каролина. Пока мы не научимся смотреть на прошлое объективно и идеологически непредвзято, пока в собственных неудачах мы будем винить исключительно своих предшественников, пока разные институты изучения тоталитарных режимов будут изучать только преступления этих режимов, мы не сдвинемся с места. И моральное вымирание общества, которое я с морозом по коже наблюдал и у своих студентов (многие из них расисты, никого и ничто не уважающие корыстные люди, необузданные эгоисты, ненавистники пенсионеров и т.д.). Желаю Вам мужества и достаточное количество аргументов для эмоциональных дискуссий с Вашими сверстниками!
Ваш Ярослав Чейка
(один из тех, чей участок – Kaufland и чей темп убийственен… :) )