Американское правительство на этой неделе ошеломленно наблюдало за тем, как Турция пренебрегла своими традиционными союзниками, включая Соединенные Штаты и Израиль, и проголосовала против санкций ООН по Ирану. Анкара уже пыталась остановить четвертый пакет санкций, заключив порочную атомную сделку с ядерными аятоллами. Министр обороны США Роберт Гейтс сказал, что стратегический дрейф Турции в сторону от Запада вызван, отчасти, нежеланием Европейского Союза принимать эту страну в свои ряды
Турция является ключевым союзником по НАТО с 50-х годов, и США уверенно считали, что путь Анкары к членству в ЕС будет таким же ровным и гладким, как и у остальных 21 стран-членов обоих альянсов.
Но оказалось, что это не так.
Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Николя Саркози - главные противники полноправного членства Турции в Европейском Союзе, и вместо него они предлагают наладить привилегированное партнерство между Анкарой и Брюсселем.
Разговоры европейских лидеров о привилегированном партнерстве и о перспективах вступления в одно и то же время – это исключительно неразумный шаг. В Анкаре возникает всепроникающее ощущение того, что ЕС на переговорах с ней ведет себя недобросовестно. Правительство Турции пошло на весьма трудные реформы, чтобы лучше соответствовать законодательству ЕС, однако возникшее чувство того, что Брюссель не настроен всерьез на принятие этой страны в члены Евросоюза, подталкивает ее в сторону восточных соседей. Согласно опросам, сегодня количество симпатизирующих ЕС людей там составляет всего 22 процента.
В рядах ЕС немало стран, которые хотели бы в момент окончательного голосования наложить вето на членство Турции. Довести Турцию до финишной черты, а затем отказать ей в членстве – это будет катастрофа для региона. Поэтому Евросоюзу следует осуществлять с Турцией реальные проекты, а не просто технократические планы по подготовке к членству, которые в итоге все равно вряд ли найдут положительный отклик.
Соединенные Штаты также должны понять, что им не надо голосовать за то, кто будет, а кто не будет принят в ЕС, и что у них нет необходимости растрачивать свой политический капитал, проталкивая то, что все равно не будет реализовано. Кроме того, они должны признать, что ЕС не в состоянии играть роль регионального лидера. Будь то отношения с Россией или отчуждение Турции от Запада, ЕС неспособен во внешнеполитическом плане думать стратегически и заглядывать в долгосрочную перспективу.
Президент Обама не должен также связывать членство Турции в ЕС и отношения Запада с мусульманским миром в целом. Если Турция не вступит в Евросоюз, то произойдет это не потому, что она является мусульманской страной.
У Турции также должны быть свои обязательства, вне зависимости от ее статуса в рядах ЕС. Будучи членом блока НАТО и ключевым партнером США, Анкара не может себе позволить вредить надежным региональным союзникам в лице Израиля, одновременно заигрывая с одиозными диктаторами, такими как иранский лидер Махмуд Ахмадинежад и обвиненный в геноциде суданский президент Омар аль-Башир.
Европейский Союз, численность которого может в будущем возрасти до 40 членов, обязательно должен действовать более гибко в отношении договоренностей о вступлении с различными странами – включая таких действующих членов, как Британия, которой явно не по вкусу нынешние условия ее членства. Гибкие соглашения о членстве и привилегированные партнерства – такое будущее вполне может подойти ЕС и ряду ее партнеров, продвигающихся вперед. Для США ценный урок заключается в том, что на европейском континенте пока никто не готов заменить их в качестве лидера.