9 июня Совет безопасности ООН принял очередную (четвертую) резолюцию, ужесточающую санкции против Ирана в связи с его ядерной программой. Россия и Китай голосовали «за». Тегеран публично предостерег Москву, чтобы та не становилась в ряды врагов Исламской республики. Кремль, очевидно, сделал свой выбор; шантаж и угрозы Ахмадинеджада могут лишь укрепить уверенность российского руководства в правильности сделанного шага.
Россия подтвердила свою ответственность одного из главных гарантов режима нераспространения. МАГАТЭ давно и все более настойчиво предупреждало Совбез об озабоченностях в связи с ядерной программой Ирана. Москва не спешила. Она дала Тегерану массу времени, предложила ряд совершенно конкретных вариантов решения проблемы. Путин лично занимался Ахмадинеджадом и даже ездил ради этого в Тегеран. Медведев принимал Ахмадинеджада на полях саммита ШОС сразу после прошлогодних скандальных выборов в Иране. Создавалось даже впечатление, что Россия выступает международным адвокатом Ирана. Это не помогло.
У России, конечно, есть собственные интересы, связанные с Ираном – крупной и растущей станой, потенциально способной стать региональным лидером. В Москве, однако, отказались становиться игрушкой в руках режима, вступившей в конфликт с международным сообществом. Наверное, был критически проанализирован опыт прошлого, когда Москва «таскала каштаны из огня» ради Милошевича и Саддама Хусейна. Тогдашнее «миротворчество» не только дорого обошлось России, но и создало у белградского и багдадского диктаторов иллюзию, что раскол международного сообщества дает им карт-бланш на любые действия. Результатом в обоих случаях были войны.
Сейчас Москва выступила общим фронтом с другими ответственными членами международного сообщества. Лишая иранское руководство иллюзий, Россия тем самым дает еще один шанс мирному решению иранской ядерной проблемы. Более того, заняв уже давно принципиальную позицию, Москва вынудила определиться и Пекин. В течение многих лет китайцы имели возможность, ничем не рискуя и ничего не платя взамен, отсиживаться за спиной России. Сейчас им пришлось делать выбор – и они его сделали, как всегда прагматично и исходя из государственных интересов КНР. Это сам по себе важный позитивный момент в международных отношениях.
Иногда говорят о сделке, которая якобы была заключена между США и РФ. Согласно этой версии, Россия «получила» Украину и Грузию, а также менее проблемную конфигурацию ПРО в Европе, а в ответ «сдала» Иран. Конспирологи всегда будут спекулировать на стремлении людей видеть мир проще, чем он есть на самом деле. В реальном, а не придуманном мире президент Обама осуществил перезагрузку всей американской внешней политики, расставив новые приоритеты. Отказываясь от наследия Буша-младшего, он не торговался с Кремлем по принципу «баш на баш». Устранив раздражители в отношениях с Россией, которые не только ничего не давали США, но и таили угрозу для них – вспомним войну на Кавказе, которая могла иметь далеко идущие последствия, - Обама и его администрация создали совершенно иной климат в отношениях с Москвой.
Российское руководство, со своей стороны, сочло, что американцы сняли осаду с Кремля. Отпали препятствия для взаимодействия с США на других участках. Тем более, что в Москве поняли, что Обама, в отличие от предшественника, не стремится к насильственной смене режима в Тегеране и действительно озабочен проблемами распространения ядерного оружия. В этих условиях новая резолюция по Ирану – в отличие от прошлых резолюций по саддамовскому Ираку – это не дипломатическая подготовка к неизбежному удару, его предваряющая легитимация, а стремление принудить иранское руководство к сотрудничеству с международным сообществом.
Решение проблемы, однако, всецело остается в руках иранского руководства. Компромисс был возможен еще осенью 2009 г. Тогда Вашингтон был готов согласиться даже с возможностью обогащения урана – в ограниченных масштабах – на иранской территории. Иранские руководители, однако, не могут решиться сделать шаг навстречу МАГАТЭ и СБ ООН. У того, кто рискнет протянуть руку, соратники с большой вероятностью оторвут голову. Отсюда уловки типа соглашения с Турцией и Бразилией, единственный смысл которого состоял в том, чтобы предотвратить принятие новых санкций. Нет сомнений, что Анкара и Бразилиа хотели послужить делу мира и глобальной безопасности, но Тегеран их банально использовал. В прошлом в таком положении находилась Москва.
Сегодня Иран угрожает о прекращении всех контактов с международными организациями, включая МАГАТЭ. Если Тегеран пойдет по этому пути, силовой сценарий в регионе становится все более вероятным. Лауреат Нобелевской Премии мира Барак Хусейн Обама не нанесет удар первым. Израильские лидеры, однако, не будут бесконечно и безучастно наблюдать, как Иран совершенствует свой ракетный потенциал и создает ядерный. Память о Холокосте жива. В какой-то момент Израиль нанесет удар - при техническом содействии и политической поддержке США.
Что тогда? Среди бури негодования в мусульманском мире будет едва различим вздох облегчения в арабских столицах, в некоторых из которых Ирана боятся панически. Европейская общественность будет возмущена, Китай выступит с осуждением. Москва, вероятно, постарается как можно дальше дистанцироваться от израильско-американской акции, имея в виду, во-первых, собственную «мусульманскую улицу», а во-вторых, - перспективу «милитаризации» американской внешней политики. Война станет серьезным испытанием для отношений между ключевыми международными игроками.
Пока что, однако, силовой вариант еще не является неизбежным. Сигналы из Москвы и Пекина еще могут отрезвить иранское руководство. Тегеран стоит, возможно, перед самым важным международным выбором в новейшей истории страны.