Как вы назовете человека, который крадет кредитную карточку, а затем пользуется ею, не задумываясь о последствиях? Вором и глупцом. А что, если он крадет у мертвых? Я не уверен, что существует правильное слово для обозначения такого полного отсутствия нравственных принципов – от уважения к частной собственности до уважения к умершим.
Именно такое преступление совершили четыре российских солдата, охранявшие в апреле место крушения самолета в России, в результате которого погибла добрая половина польских государственных руководителей. Эти люди направлялись на памятную церемонию в мрачный российский лес, где по приказу Сталина Советы расстреляли тысячи польских офицеров.
Четыре солдата украли кредитную карточку у одного из погибших польских руководителей, а затем четыре дня пользовались ею. Если эти призывники – голодные, не выспавшиеся, избиваемые офицерами и собственными товарищами, возможно, даже вынужденные заниматься проституцией, чтобы заработать денег на еду – получат в суде по заслугам, то снова возникнет вопрос о человеческом достоинстве и правах, который заставит нас вспомнить о повести Джорджа Оруэлла "Скотный двор", где правила устанавливают свиньи.
Такая дискуссия не нужна Кремлю. С тех пор как Путин стал неоспоримым лидером России, он начал быстро уничтожать критику и инакомыслие. На пропагандистском фронте в кремлевской армии служат десятки, сотни и тысячи баранов, которые могут постоянно блеять: "Путин и Медведев хорошие, а оппозиция плохая".
В большинстве случаев Кремль идет в бой первым, а уже затем вводит хорошо обученные и находящиеся в полной боевой готовности толпы своих сторонников. Примеров масса, как в бизнесе, так и в политике – от ареста и тюремного заключения руководителя ЮКОСа Михаила Ходорковского до судеб многочисленных бизнесменов, ставших жертвами борьбы элиты за власть и богатство.
Сотни лет Россия не знала никаких других правил, заставляя всех своих граждан подражать манере поведения элиты вне зависимости от того, сколько у этих граждан денег. На протяжении всей истории страны они воровали, и воровали по-крупному.
Если Кремль, например, может "национализировать" нефтяную компанию ЮКОС или передать отданное ВР по лицензии газовое месторождение в руки "Газпрома", то провинциальные губернаторы имеют право кошмарить владельцев средних фирм, которые работают на их территории, и грозить им серьезными и незамедлительными последствиями, если те не выполнят их личные условия. А ниже по цепочке мэр маленького городка может вымогать копейки у владельца местного кафе-мороженого или автомеханика, если тех еще не "крышуют" преступники или милиция.
Если говорить о милиции, то она настолько развращена и жестока, что ее трудно отличить от преступников. Милиционеры пользуются теми же методами, что и мошенники, а во многих случаях работают с ними рука об руку, чтобы выжимать все соки из тех жертв, которые обращаются к ним за защитой.
Случаев пыток и убийств в отделениях милиции так много, что на них уже никто не обращает внимания, за исключением правозащитников. Милиция должна совершить нечто из ряда вон выходящее и омерзительное, чтобы общество выразило свое недовольство. Именно такой случай произошел в прошлом году в московском супермаркете, когда милиционер открыл огонь по покупателям, убив и ранив семь человек.
Милиционеры и преступники действуют на улицах, а их собратья из ФСБ (бывший КГБ) важно расхаживают по коридорам власти. Их профессия - это чудесное сочетание занятия псов из "Скотного двора" и работы полиции мыслей из романа "1984". В то же время они с молчаливого согласия руководства занимаются вымогательством под предлогом защиты большого бизнеса.
Современная Россия - несвободная страна. Свобода в России была только один раз за всю ее историю – девять лет, с 1991 по 2000 год. Возможно, Запад предпочитает игнорировать очевидное, прячась за такими фразами как "зарождающаяся демократия" или "страна на переходном этапе", однако жестокие черты диктатуры налицо – признаем мы это или нет.
Кое-кто на Западе выступает с абсурдными призывами не вмешиваться во внутренние дела России, совершенно не понимая при этом одной простой истины – бездействие еще больше усиливает агрессивность Кремля во внешних делах. Кое-кто горит желанием вновь реанимировать доктрину "стратегического терпения", которая существовала в советский период. Но в действительности Западу, а также США нужна ясная и четкая политика в отношении России там, где действия Кремля чреваты последствиями. Иначе Запад превратится в соучастника в деле создания нового "скотного двора", который в ближайшем будущем не станет достоянием истории.
Как сообщали мне мои источники несколько лет тому назад, один из гостей Белого Дома сказал президенту Бушу: "Вы проиграли полковнику ФСБ". Сейчас достопочтенные гости президента Обамы должны сказать ему, что он проигрывает тому же самому человеку.
Дмитрий Сидоров - независимый журналист. Ранее он работал шефом бюро газеты «Коммерсант» в Вашингтоне.